Фэнтези (а не «фентази», «фентези» и пр. искажения) – распространенный литературный жанр. Родоначальником официально считается Роберт Говард (хотя многие ставят на это место Толкиена, это не совсем так: Толкиен изменил изначальный жанр, подогнав его под более «правильный», литературный вид, внеся множество христианских идей). Именно он (в начале 20 века, хотя сам термин «фэнтези» возник где-то в 60-х годах) объединил в виде литературного жанра всевозможные легенды саксов, кельтов и пр., создал жанровые ценности – первостепенность отваги и мудрости и так далее. Он – создатель известного всем Конана. Печататься начал в раннем возрасте и сразу стал популярен. Покончил с собой, когда ему сообщили, что его мать скоро умрет. Изобретенный Говардом жанр был необходим Америке. В те времена люди стали роптать на американскую мечту, отворачиваться от идей и ценностей героического Дикого Запада, плеваться на Джека Лондона. Фэнтези вдохнул жизнь в угасающий лучик надежды, и жизнь снова начала набирать обороты. По сути своей фэнтези – сказка с реальным зачином. То есть жанр интересен тем, что в основе его лежит два «кита»: история реальных людей, стран, реальные события и мифический, сказочный способ описания этого всего. Правда и вымысел перемешиваются, и когда человек читает эту смесь – он погружается в новый мир, отличающийся от его собственного мира не достаточно сильно, чтобы быть совсем незнакомым. Толкиен внес специфическую моралистичность, свойственную современному фэнтези. Так же он добавил в фэнтези основополагающую идею всепрощения, отмены кары, давая право казнить только неким высшим силам. Так же он создал самую распространенную структуру изложения деяний предков: предки всегда сильнее, мудрее, величественней, магия древности – недоступна современному магу, поэты древности лучше слагают слова в строки и так далее – то есть он создал мир, описанный человеком слабым, человеком, лишенным надежды перерасти в чем-то своих предков. При этом Толкиен делает так, что герои, не взирая на свою слабость, борются – и побеждают. Подобная же тенденция прослеживается у очень многих современных писателей фэнтези, то есть слабость героя относительно его предков уравновешивается нечеловеческой силой его воли. В России самостоятельный жанр фэнтези появился с запозданием – примерно во времена перестройки; издаваться произведения такого жанра в Советском союзе не могли. Толкиен существовал, но в самопальных переводах, распространяемых по элите ценителей литературы. Сейчас фэнтези – чуть ли не самый популярный литературный жанр, и не спроста: он вбирает в себя признаки множества других жанров и практически не имеет ограничивающих писателя рамок.
|