Часто бывает так, что сюжет, написанный вами, слишком линеен. Читатель, скорее всего, с самого начала будет знать, чем все закончится. Если вам это не нравится, а прием «Если бы – но» не применить, вы можете разрушить сюжет.
Прием заключается в том, что вы раздергиваете, размазываете сюжетную линию множеством совершенно не относящегося к сюжету хлама. Если ваш персонаж идет по улице – он непременно думает о чем-то отвлеченном, и поток его мысли приводится в полном объеме; или он разговаривает по телефону; или на этой самой улице происходит что-то, не связанное с сюжетом. Если идет диалог – персонажи непременно перескакивают с темы на тему, постоянно возвращаясь к ведущей теме; они делают что-то руками, ходят по помещению; можно описывать их мысли и так далее.
Главное здесь то, что «разрушающие» элементы очень слабо связаны с сюжетом. Например, если это мысли или разговоры – то они должны относиться к персонажу в целом, а не к нему «здесь и сейчас»; иначе говоря, персонаж может так говорить и думать – исходя из его характеристик. Но ни в коем случае не стоит делать такие «элементы» важными – по идее читатель мог бы пропускать подобные диалоги, мысли, события, если бы знал, что они – всего лишь инструмент отвлечения внимания и заполнения.
Например:
Работа – это сложно. Иногда.
Особенно когда придет начальник,
И говорит: «Я вас сегодня ждал!»
И шторм в душе тот час десятибалльный,
В нем стонут ванты хрупких кораблей,
Земля далече, морю нет предела,
Стихия правит душами людей...
Меня хотят повысить, что же делать?
Здесь описание стихии – вроде бы идет «в струе», но, реально, можно без него обойтись – и мало что потеряется. Описание стихии дробит сюжет, в котором человеку «грозит» повышение по службе, и догадаться о таком исходе становится очень сложно.
Прием хорош так же для знакомства читателя с персонажем и окружающей его обстановкой.