Опять же, прием, в большей степени относящийся к прозе, нежели к стихам. Рифма – это созвучное окончание двух или нескольких стихов, основанное на тождестве слогов, начиная с ударного. Рифма может быть консонансная (точное или очень близкое повторение – «та пора – топора»), ассонансная (сходны одни гласные, но не согласные – «полежу – кулешу») или диссонансная (в принципе, это даже не рифма – просто повторение одного-двух звуков, как в классическом примере «палка – тарелка»). В случае внутренней рифмы в прозе это самое тождество слогов приходится не на окончания стихов (т.к. проза не имеет графического деления на строки), а на какие-нибудь произвольно выбранные места. Могут рифмоваться предложения, абзацы, заголовки, слова через три и так далее.
Этот прием хорош для создания атмосферы, добавления в повествование объема и ощутимости, создания ауры таинственности и ощущения загадки. Очень полезно рифмовать слова и фразы как-то по-особому увязанные, или просто слова, которые надо выделить на фоне остальных.
Пример: «На улице опять идет дождь. Настала осень, я и не заметил. Я открываю в окно – и мокрый ветер тот час врывается ко мне в комнату. Гуляет, шумит, я знаю: он скоро высохнет, и снег придет дождю на смену. Придет ко мне».
Рифма может быть практически незаметной, как в примере выше, или явной, как, например, тут: «Когда я был моложе – я тоже гулял. Но, похоже, не так, как ты, шакал. Без драки ты не можешь, я от этого уже устал!».
В стихах же внутренняя рифма добавляет яркости, броскости, а так же стихи с внутренней рифмой легче запоминаются. Например:
И зыбкий дымный смог течет по небесам,
Как липкий дынный сок по выцветшим усам...
(М.Щербаков)
Стоит помнить, что глагольные рифмы в прозаических текстах возникают сами собой, поэтому про них можно сразу забыть. Так же стоит избегать ритмичности повествования (т.е. либо то, либо другое – лучше не смешивать, разве что в исключительных случаях; так же ритмику можно использовать, если рифмы приходятся не на концы предполагаемых «строк»). Не стоит текст пересыщать рифмами или делать рифмованным весь текст целиком – прием хорош только для выделения (иногда, конечно, оправданно срифмовывание текста от начала до конца – но это случай редкий).
В случае же, если вы не можете отойти от поэтичности языка при использовании рифм, лучше вообще не пользоваться этим приемом. Айкидо не любит слабых. Шутка.
Итак, вот вам упражнение.
Написать небольшой монолог, используя слова «знаком», «дом», «другом», «потом», «на слом», «поделом» и «ком».