|
|
|
|
Ал Коперник
Теоретик | Тема: Школа графомана -- Прием 3 -- Если бы, но... Добавлено: 13 09 2006 00:33:30 |
Прием «если бы – но» оперирует противоположностями двух позиций: то, что могло бы быть при прочих равных, и то, что есть реально. Фактически читатель настраивается на одну «волну», а потом неожиданно получает «под дых» другой, сильно отличающейся позицией. Прием сильный при правильном использовании. Но, в отличие от первого и второго приемов, использовать часто его не рекомендуется, поскольку он достаточно просто прослеживается у конкретного автора. Поэтому лучше чередовать его с другими способами построения сюжета (о них поговорим как-нибудь в другой раз). Итак, сначала надо найти то, чем мы ударим читателя. Некую идею – может, смешную, может, страшную, может, просто какую-нибудь глупость – выбор за вами. Мне, например, сейчас в голову приходит такая идея: у лирического героя умер сосед. Идея неинтересная, скучная и не особо ее опишешь. А теперь делаем первую «волну» настроения, чтобы вторая попала в цель. Находим причину, по которой смерть соседа для этого самого героя – нечто страшное. И описываем эту причину. Скажем, сосед ему должен много денег, а лирический герой, в свою очередь, должен кому-то еще. Например, бандитам. Или брату, который без возврата долга протянет ноги. Или еще что-нибудь такое. А дальше можно пойти двумя путями, один – путь реалиста, другой – путь мечтателя. Реалист составит сюжет так: описание проблемы с деньгами, приход к соседу и выяснение того, что сосед умер – и горели денежки. Мечтатель напишет так: описание проблемы с деньгами, герой приходит к соседу, получает обратно одолженное, помогает брату или отдает долг бандитам, все живы, счастливы и празднуют... А потом герой просыпается и идет к соседу уже наяву и выясняется, что тот умер. Заметьте, технической работы в этом приеме не так уж много, и в целом прием несколько сложнее большинства других. Но, немного подумав и вложив некую часть души можно совладать и с этим монстром. Итак, вот вам упражнение. Ситуация, бьющая «под дых»: лирический герой открывает дверь и обнаруживает, что все уже ушли.
|
aloorpro | 21-09-2006 20:29 #1 | Любитель мате Группа: Passive | а, у чувака вечеринка. Чувак был подвешен в люстре в туалете, обмотан скотчем, в рот напихан кляп из туалетной бумаги, он хочет всех убить, он выуживает с полки гвоздик, попадает головой в унитаз, долго матерится, вспоминает их поименно, берет с той же полки замаскированный под вантуз пистолет, распахивает с эйфорическим желанием мести дверь, обнаруживает, что все ушли, только музыка играет и квартира засрана, и он обращает свой гнев на себя и стреляется.
Каин, ты не сказал, что такая ситуация может быть двойной
Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями © | Ал Коперник | 21-09-2006 21:10 #2 | Теоретик Группа: Passive | в каком смысле - двойной?
~ я слепой одномерный фантом // © Линн | aloorpro | 22-09-2006 22:31 #3 | Любитель мате Группа: Passive | в смысле - два апперкота подряд. Надо только уметь придумать вторую альтернативу развитию сюжета. Причем все три варианта должны уметь между собой состыковаться.
В принципе, этот прием лежит в основе большинства хороших рассказов (рассказ - это где сюжетный ход по большому счету всего один). Когда читатель настраивается на определенный лад, ситуация тривиальна, вводятся различные стороны жизни героев, которые не выглядят из-ряда-вон, а потом вдруг - бах! и то, что автор описывал как обыденные проявления жизни героев, складывается в такой узор, что... что...(дописать в зависимости от рассказа)
Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями © | Ал Коперник | 23-09-2006 12:16 #4 | Теоретик Группа: Passive | а, ок. Спасибо за дополнение. Это ценно.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн |
|
|
|