Лирика (лирическая поэзия) - воспроизводит личные чувства автора, его отношение к определенным вещам, процессам, фактам. Истоки лирики лежат в песне, отображающей настроение певца. Песня переходит из уст в уста, изменяется, в последствии автор забывается, поскольку имя его не задокументировано, а песня преобратает наиболее емкий и сильный вид и становится народной. Параллельно с обезличиванием лирики определяется и ее форма; изначально этот род поэзии был не только песенным, но так же сопровождался танцами, плясками, ритуальными движениями, игрой мимики, элементами рассказа. С появлением письменности зарождается искусственная лирика (римские, греческие, восточные поэты). В средние века лирика появилась в поэзии трубадуров, в южной Франции. Далее она распространилась по Европе, вытеснив народное творчество и родив новые формы - канцону и сонет. С романтизмом лирика получила большое развитие и проникла в эпос и драму (современные виды поэзии в силу этого слабо различаются; везде есть элементы и эпоса, и лирики, и драмы). Искусственная лирика в России началась любовными песенками Монса, Кантемира. Тредьяковский дал опыты псевдоклассической оды, Ломоносов довел ее до некоторого совершенства, и в течение всего XVIII в. ода остается любимой формой лирики. Державин ввел в оду сатирический элемент, затем ода уступила места романической лирике, достигла художественного совершенства у Жуковского и приобрела национальную самобытность в элегиях и балладах Пушкина; тогда же русская лирика вторглась и в эпос (лиро-эпические поэмы Пушкина, Козлова и другие). У Фета, Полонского, Майкова, А.Толстого, Тютчева, Апухтина, Фофанова, Андреевского и других лирика является выражением личных настроений, иногда проникнута философской мыслью; у Некрасова, Огарева, Жемчужникова, Минского, Надсона преобладают общественные мотивы (гражданская скорбь). С 1890-х гг. явились символисты (Мережковский, Бальмонт, Брюсов и другие), открывшие для русской лирики новые формы.
|