Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Невыносимое страдание души, поражённое скорбью, изгоняй разумом.
Демокрит
Дневник ведёт: Ал Коперник
Страницы: « <  1  2  3  4  5  6 
Ал Коперник31-08-2006 11:57 #8
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Лимерик (разные источники)
Закладки: кузница
 
Лимерик (ударение на первый слог) — форма короткого юмористического стихотворения, построенного на обыгрывании бессмыслицы. Традиционно лимерик имеет пять строчек, построенных по схеме aabba (при чем в каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой). Полноценный лимерик содержит намек на сюжет (т.е. первая строка - кто, вторая строка - дополнительные условия или действие, далее рассуждение на эту тему), непременно долю юмора или иронии, а так же мораль.
Название происходит от ирландского города Лимерик, однако связь между городом и стихотворениями, которые стали называть так с 1896 года, точно не известна. Первая в истории книга лимериков вышла в Англии в 1821 году. Одним из известных авторов лимериков считается Эдвард Лир, выпустивший в 1846 году собрание лимериков под названием "Книга Нонсенса".

Пример (Эдвард Лир):
Один старичок из Килкении,
Никогда не имел больше пенни.
Тратил эти монету
Лишь на мед и котлету,
Вот капризный старик из Килкении.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник31-08-2006 07:20 #7
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Газель ("литературная энциклопедия")
Закладки: кузница
 
Газель (неправильно - газелла) - строфа восточного стихосложения, особенно известная по персидским образцам. В персидской поэзии газелью называются лирические стихотворения, в которых рифмуют два первых полустишия, причем затем та же рифма сохраняется во всех вторых полустишиях каждого последующего бейта по типу "aa, ba, ca, da" и т. д. (т.е. в рифмовке схожа с касыдой). Газель без рифмующего начального стиха "aa" называется "отрывком". Содержание ее большей частью носит философский или моралистический характер, рифма - по типу "ab, cb, db, eb" и т. д. - получила благодаря переводам распространение в немецкой (Rückert, Platen и др.) и русской поэзии (Фет, В. Иванов, В. Брюсов, Кузьмин, Н. Гумилев и другие).

Существует два вида подражательной европейской газели: в первом все нечетные стихи (за исключением первого) не рифмуются, все же четные дают одинаковую с первым стихом рифмовку, например:

"Дионисова отрада
Красный пурпур винограда,
Темнокосный плющ - другая,
Третья - ты, царица сада.
И тебе, Киприда, розе
Нежной - нег богиня - рада"...
(В. Иванов).

Второй вид основан, помимо повторения рифм, на повторении слова, следующего за рифмой, и дает следующий вид:

"Твои глаза, как два агата, Пери.
Твои уста красней граната, Пери.
Прекрасней нет от древнего Китая
До Западного калифата, Пери.
Я первый в мире, и в садах Эдема
Меня любила ты когда-то, Пери"...
(Гумилев)

Число строк в Г. всегда четное; вид рифмы (т. е. мужская, женская, дактилическая), размер и количество стихов - произвольны.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник30-08-2006 12:41 #6
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Касыда ("литературная энциклопедия")
Закладки: кузница
 
Касыда - самый "высокий" и устойчивый жанр арабской и вообще ближневосточной лирики. Название происходит от глагольного корня, означающего "направлять(ся) к цели", вероятно потому, что поэт здесь ставит определенную цель и должен идти к ней установленным путем. Целью бывает прославление или порицание племени (своего и чужого), позже восхваление покровителя и выпрашивание подарка. Есть К., где центр тяжести - в самовосхвалении или в дидактических сентенциях. Таким образом термин К. покрывает собой оду, сатиру-инвективу и отчасти элегию, непременно значительной длины. Канонический план К. делится на 5 частей. Отдельные части К. редко связаны переходами; они самостоятельны и пишутся отдельно. Целое объединяется тематически (очень слабо) мотивом поездки и гл. обр. единой рифмой и единым метром всей К., иногда и сотни строк (формула рифмы по полустишиям, т. е. нашим строкам - а, а, в, а, с, а...).

К. - самая прочная твердыня арабского классицизма. В разные эпохи делались попытки реформировать К., вводя в нее упрощенный размер, более свободный план, или вовсе отказаться от этой формы. Тем не менее она процветает и в наши дни с сохранением всего старинного антуража (верблюдица, пустыня, следы на песке) или с заменой их поездом, городом, пароходом, что производит на арабов впечатление футуристического скандала.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник30-08-2006 12:31 #5
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Рубаи (из разных источников)
Закладки: кузница
 
Рубаи - четверостишие; форма лирической поэзии народов Блажнего и Среднего Востока. Заимствована из широко распространённого устного народного творчества персов и таджиков (другое названия рубаи в фольклоре - дубайти или таране). В письменной литературе, в которой, в отличие от силлабического народного метра, рубаи строится в метре аруза, оно появляется уже в 9-10 вв. (Рудаки и др.) и с тех пор неизменно служит для выражения лирической темы с преобладанием философских размышлений. Из персоязычной литературы рубаи переходит в арабскую, многие тюркоязычные литературы и литературу урду. Как жанровая форма рубаи достигает расцвета в середине 11 в., но со 2-й половины 12 в. заметно уступает место газели. Рубаи состоит из 4 полустиший (или двух бейтов), рифмующихся по типу ааба, реже по типу аааа.
Стиль прославился благодаря Омару Хайяму (Гиясаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим), персидскому и таджикскому поэту, математику и философу.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник30-08-2006 12:28 #4
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: Дактиль, амфибрахий и анапест (из википедии)
Закладки: кузница
 
Дактиль — трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в тоническом стихосложении ей соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.

Тучки небесные, вечные странники...
(М. Ю. Лермонтов)

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века). Рабочая теория происхождения ритма связывает дактиль с ударными метрами, в частности с метром ударов молота.

Амфибрахий — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. А. Некрасов)

Наиболее часто употребимые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).

Дороже отчизны — не знал ничего
Боец, не любивший покоя.
(Н. А. Некрасов)

Анапест — трёхстопный стихотворный размер; в античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога. В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.

Пример из А. А. Блока (трёхстопный анапест):
О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник27-08-2006 13:37 #3
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Тема: чушь какая-то
Закладки: чушь
 
Шоу "Кулинарные беседы".
Рецепт приготовления картофельного пюре.
Ингридиенты: литр воды, литр молока, десять больших картофелин, полпачки сливочного масла, лавровый лист... Стоп... Зачем лавровый лист? Да и молоко не обязательно. А если подумать - масло тоже не особо важный ингридиент. Главное - картошка. Но если картошки нет - можно обойтись и без нее. Все в ваших руках, короче!
Приятного аппетита!
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник06-08-2006 11:33 #2
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Закладки: разные стихи
 
Михаил Щербаков крут.
-------

Ты сам изрек: тот чист, кто нем, в том свет.
Я внял, я знал: ты прав, слов нет, слов нет.
Я внял, хоть был строптив, криклив, картав.
Стал нем - и что ж, ты прав, нет слов, ты прав.

Трехвековой губернский гонор,
Ужимки публики манерной,
Говор
Скверный,
Архитектурный срам и стыд.
Амуры крылышками плещут,
Резвятся гипсовые нимфы,
Блещут
Нимбы
Дурной латунью - и глядит
На них угрюмо, стиснув зубы, злой подросток,
Как сгусток весь, как перекресток.

Ему хотя бы две-три бомбы,
Уж он тогда бы эти нимбы,
Он бы
Им бы,
Уж он бы задал им тогда!
Его подошвы набок сбиты,
Он спотыкается и бредит,
Спит и
Грезит -
Не о погромах ли? Ну да!
Они мерещатся ему - а что стесняться?
И казни тоже снятся.

Но только после чтобы лавры,
И непременно сразу праздник,
Мавры
В красных
Ливреях, люстры ходуном.
И шелку чтобы для медовой
Ежесезонной куртизанки
Вдоволь
В замке,
И все что хочешь за окном.
Ему не кровь важна, важней любовный голод.
Он мал, он зол, он молод.

Но что он может, слабонервный,
По физкультуре не отличник,
Первый
Хищник
Его раздавит, не жуя.
Еще вдобавок и заика,
И близорук, и раб желудка...
...Дико,
Жутко,
Однако это - тоже я.
О Боже, Боже, как же трудно мне со мною!
Нет-нет, и взвою, взвою...
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ал Коперник28-06-2006 10:50 #1
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
 
Интересная телега.
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Страницы: « <  1  2  3  4  5  6 
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 24 •