Прочла статью Эрика Берна о социопатии. Уже само определение социопата и классификация оставляют много вопросов. А ведь этим ярлыком сейчас награждают очень даже многих - строптивых подростков, писателей, рок-звезд... Вот что есть в статье:
"Социопаты бывают двух типов. Первый тип, латентный или пассивный социопат, большую часть времени ведет себя вполне прилично, принимая руководство какого-нибудь внешнего авторитета, например религии или закона, или привязываясь временами к какой-нибудь более сильной личности, рассматриваемой как идеал. (Речь идет здесь не о тех, кто пользуется религией или законом для направления совести, а о тех, кто пользуется такими доктринами вместо совести.) Эти люди руководствуются не обычными соображениями приличия и человечности, а всего лишь повинуются принятому ими истолкованию того, что написано в “книге”. Любопытными примерами латентных социопатов могут служить “христиане”, дискриминирующие других людей.
Второй тип – активный социопат. Он лишен как внутренних, так и внешних задержек, если и может на некоторое время усмирить себя и надеть маску добропорядочности, особенно в присутствии лиц, ожидающих от него приличного и ответственного поведения. Но как только такие социопаты оказываются вне досягаемости взрослых или авторитетных личностей, требующих хорошего поведения, они тотчас перестают себя сдерживать.
К характерным видам девиантного поведения при социопатии могут относиться как прямо криминальные - сексуальные нападения на детей или женщин, убийства из хулиганских побуждений или мошенничества - так и формально не наказуемые, но порицаемые обществом - неадекватное поведение водителей на дороге, целенаправленное уклонение от исполнения обязанностей на работе (также может быть признаком шизофрении), мелкие пакости окружающим. “Некриминальные” социопаты тем не менее не заботятся об опасности или добавочном труде, которые выпадут из-за этого на долю других, и равнодушны к возможным потерям."
разве по этим признакам (не считая изнасилований и убийств, конечно) определить - кто социопат а кто - нет? и как по-вашему - существуют ли они вообще?
и снова разговор о ярлыках и их мнимом удобстве социопат - ярлык, ибо разговорное значение этого слова довлеет над профессиональным, которое еще и к тому же нигде четко не сформулировано
Эрика Берна я читала много-много, поэтому он прав-прав))) Пора уже и термин "виртуалопат" как-то обозначить, не думаете? Хотя это, наверное, подвид латентных социопатов, просто-напросто проявляющих себя в сети) Что-то меня так и тянет всегда скатиться в рунет... "мелкие пакости окружающим." - жалко Берн это не расшифровывает. Инн, а в статье не было примеров с реальными людьми? Берн любит такой трюк.
"Ммм-да... Почитаешь такое, и складывается впечатление, что большая часть подростков современной России — потенциальные социопаты. Похоже, нам не следует слишком серьезно ориентироваться на определитель, созданный в цивилизованных странах. Вот если бы средняя семья в России жила, как средняя американская семья... Так что рекомендация российским родителям — побольше здравого смысла и понимания проблем детей, растущих в столь буйных условиях. А мы перейдем к клинике, памятуя, что социопат — он и в Африке социопат. Рассмотрим характерные аффекты (эмоции) и защиты.
3. И социопату нужна защита
— защита от эмоций, точнее, от их отсутствия. С эмоциями у социопатов плохо: они страдают «блокировкой аффекта», попросту бесчувствием. Для их способа жизни — манипуляции это и хорошо, и плохо. Хорошо, так как легче считать окружающих чем-то неодушевленным, говорящими куклами. Плохо, потому что это противоречит реальности, и соответственно мешает ее использованию. Досадно, когда манипуляция срывается из-за недостаточного знания объекта (его эмоционального мира); и защитой социопата от состояния гневной беспомощности служат контроль, проективное идентифицирование и отреагировавание вовне.
Контроль относится к группе примитивных защит [1, c.130]; он — основная защита социопатов низкого уровня. Наиболее впечатляющие результаты на пути контроля показал товарищ Сталин — творец системы Гулага (не будем забывать, однако, что первые концлагеря появились еще при товарище Ленине).
Проективная идентификация — защита более высокого уровня. Если проекция — это приписывание другому своих собственных мыслей и чувств, то проективная идентификация означает, что объекту не только приписывают, но и предписывают поступать в соответствии с проекцией. Простейший пример: измученная природной непоседливостью сына, мама внушает ему: «Ведь ты же хороший, спокойный мальчик. Вот и сиди тихо!» В таком контексте «хороший» так же плохо, как и «плохой» в примере, приведенном выше (если еще помните), потому что это — игнорирование реальности и обучение ребенка конкретному приему социопатической защиты. Эта защита крайне злокачественна, она способна разрушить жизнь человека и его близких. Собственно, история Скарлетт из «Унесенных ветром» есть история краха социопата в результате последовательного применения такой защиты в отношении несчастного ее объекта — Эшли. Книга и начинается влюбленностью Скарлетт в Эшли; состояние, которое в норме (как простая проекция) длится не более года, а у нее — много лет, и заканчивается так: «А ведь на самом деле он таким никогда и не был — только в моем воображении, — отрешенно думала она. — Я любила образ, который сама себе создала, и этот образ умер, как умерла Мелли. Я смастерила красивый костюм и влюбилась в него. А когда появился Эшли, такой красивый, такой ни на кого не похожий, я надела на него этот костюм и заставила носить, не заботясь о том, годится он ему или нет. Я не желала видеть, что он такое на самом деле. Я продолжала любить красивый костюм, а не его самого» [4].
Совершенно справедливо, но только поздно она «дозрела» до этих мыслей, которые безрезультатно пытались внушить ей и Рэтт, и сам Эшли. Результат: Эшли так и не стал на свои ноги, многолетняя любовь Рэтта перегорела, а сама Скарлетт с ее знаменитым «подумаю об этом завтра» (кстати, тоже защита типа репрессии-вытеснения [1, c.155]) вряд ли вернет Рэтта, что бы там не вытворяли самозванные «продолжатели» романа: сама Митчелл закончила именно там, где надо, и так, как надо. Вопреки американской традиции, хэппи-энда не будет. (В частности, и потому, что для середины 19 века психотерапия социопатов — дело далекого будущего).
Отреагирование вовне — тоже защита довольно высокого уровня; она служит громоотводом чувства тревоги. Отличительной особенность социопата является крайне низкая — ненормально низкая тревога и неспособность (нежелание) предвидеть последствия своих действий. Тревожный дискомфорт мгновенно устраняется — от примитивного «Сам дурак!» до самых изощренных форм, доступных, к примеру, профессору-психиатру Ганнибалу Лектеру из «Молчания ягнят». Когда в ходе очередного «собеседования» со Старлинг та невольно задевает его, реакция профессора-людоеда следует незамедлительно: «— Вам хотелось бы меня квантифицировать, разложить на составные, не правда ли, офицер Старлинг? Вы преисполнены амбиций и уверенности в себе. А знаете, как вы выглядите, на мой взгляд, вы — с вашей дорогой сумкой и дешевыми туфлями? Вы самая настоящая деревенщина, правда, тщательно отмытая и отчищенная; пробивная деревенская бабенка, у которой все же есть некоторый вкус. Глаза у вас — как дешевые камушки, что дарят на день рождения: никакой глубины, поверхностный блеск, так и загораются, когда вам удается получить хоть крошечный, да ответ. Но за эти кроется ум, не правда ли? Вы из кожи вон лезете, только бы не походить на собственную матушку. ... ... — Знаете, во время переписи один счетчик пытался меня квантифицировать. Я съел его печень с бобами и большим амароном. Отправляйтесь-ка назад, в свою школу, малышка Старлинг. ... Старлинг вдруг почувствовала себя опустошенной, как после кровотечения» [5].
4. За что мы любим социопатов?
Вы, понятно, в негодовании. А какие фильмы вы смотрите? Какие книги любите? Какие материалы просматриваете в газетах прежде всего? Давайте-ка лучше дадим слово героям использованных выше книг и их оппонентам.
«— И все-таки вы, Маккеллар, высоко поднялись в моем мнении . Вы думаете, я не умею ценить верность? Но почему же по-вашему вожу я с собою по свету Секундру Дасса? Потому что он готов в любую минуту умереть ради меня. И я его за это люблю. Вы можете считать это странным, но я еще больше ценю Вас после вышей сегодняшней выходки. Я думал, что вы раб Десяти заповедей, но это, по счастью, не так! ... Вы внушили себе, что любите моего брата. Но это просто привычка, уверяю вас. Напрягите вашу память, и вы убедитесь, что, впервые попав в Деррисдир, вы нашли его тупым заурядным юношей. Он и сейчас туп и зауряден, хотя и не так молод. Если бы вы тогда повстречались со мной, вы бы теперь были таким же ярым моим сторонником» [3].
«— Ничто не доставляет мне такого удовольствия, — заметил Рэтт, — как наблюдать за внутренней борьбой, которая происходит в вас, когда принципы сталкиваются с таким практическим соображением как деньги. Я, конечно, знаю, что практицизм в вас всегда победит, и все же не выпускаю вас из виду: а вдруг лучшая сторона вашей натуры одержит верх. И если такой день настанет, я тут же упакую чемодан и навсегда уеду из Атланты. Слишком много на свете женщин, в которых лучшая сторона натуры неизменно побеждает... Но вернемся к делу. Так сколько и зачем?» [4].
«— Как вы думаете, если вам лично, самой удастся поймать этого Буффало Билла, если вы спасете Кэтрин Мартин, это заставит ягнят замолчать? Как вы считаете, это и им поможет? И вы перестанете просыпаться в темноте и слышать как блеют ягнята? Как вы думаете, а, Клэрис? — Да. Не знаю. Может быть. — Спасибо Клэрис! — Доктор Лектер выглядел странно удовлетворенным» [5]. Не станем забывать также, что именно Лектер дал Старлинг ключ к поимке искомого ею преступника — как награду за порядочность и сообразительность.
Говоря попросту, с социопатами не скучно (я, конечно, не имею в виду экстремальные ситуации вроде изнасилования и убийства): они и сами плохо переносят скуку , и не дают, соответственно, скучать другим. Добродетельных, но скучных, увы, уважают, но не любят. Второе: если ты вошел в ближний круг социопата, ты пользуешься его безоговорочной защитой и поддержкой . И, наконец, люди социопату интересны, пускай даже и как объекты манипуляции, а это приятно: никому не хочется быть пустым местом . Только не следует забывать, что теми же плюсами могут обладать и НЕ социопаты, которые принимают и понимают окружающих без попыток ими манипулировать и, в отличие от социопатов, способны любить и принимать любовь. Социопату только кажется, что он любит. Он презирает слабость и превозносит силу — в себе и других. В таких жестких рамках любовь не произрастает.
5. Социопатия - неизлечима!
Психотерапевты не любят лечить социопатов: ложность их «очарования» очевидна для специалиста, так же как и попытки манипулирования терапевтом, а перенос не работает из-за блокировки аффекта. Поскольку апелляция к чувствам бесполезна, то эффективна, по-видимому, только когнитивная терапия, а самому терапевту неплохо иметь социопатический компонент личности который имеет, к примеру, Гринвальд (цитируется по [1, c.212]): «Ко мне пришел один сутенер и начал обсуждать свой способ жизни. — Вы знаете, я стыжусь показать себя и тому подобное, но все-таки это довольно хороший способ заработать, и многие парни хотели бы так жить. Вы знаете, как живет сутенер. Это не так уж и плохо — заставлять девчонок суетиться для вас. Так почему бы вам этого не делать? Почему любому так не жить? Я ответил: — Ты сопляк. Он спросил, почему. Я объяснил: — Смотри, я живу на заработки проституток. Я пишу о них книгу; этим я добиваюсь уважения и приобретаю известность; по моей работе сняли фильм. Я заработал на проститутках гораздо больше денег, чем ты когда-нибудь заработаешь. И, кроме того, тебя, подонка, в любой день могут арестовать и посадить в тюрьму, а я в это время пользуюсь уважением, восхищением и имею отличную репутацию. Это он смог понять. Парень увидел, что кому-то, кого он считал таким же, как он сам, известен лучший способ достижения тех же самых результатов».
В рамках когнитивной психотерапии [2] пациента учат рассчитывать разные варианты достижения цели — с их плюсами и минусами, и выбирать наиболее выгодный. Этот же вариант является наименее деструктивым для пациента и приемлемым для общества. Так социопата постепенно переводят нас все более высокий уровень функционирования. С его, естественно, согласия и при наличии достаточной способности к абстрактному мышлению.
Смена уровней происходит, например, так [2, c.220]. (1) Молодой человек преследует избранную партнершу, удовлетворяя свое половое влечение тогда и как это ему удобно. Отношения неудовлетворительны и непродолжительны. (2) Он иногда выполняет просьбы своей партнерши, прикинув: «Время от времени нужно делать ее счастливой, и она будет продолжать давать мне то, что я хочу». (3) Он предпринимает систематические усилия, чтобы удовлетворять, а не фрустрировать свою подругу: отношения становятся устойчивыми и удовлетворяющими обоих.
Что при этом происходит? На самом низком уровне социопат действует только в рамках личного интереса, на основе получения незамедлительной награды и избегания непосредственного наказания. Корректирующая обратная связь с реальностью отсутствует. На следующем уровне социопат уже способен в какой-то мере учитывать интересы других людей и видеть свою выгоду в поддержке этих интересов; способен осознавать и учитывать отдаленные последствия своего поведения. Третий уровень спорен, так как предполагает достижение достаточно высокой планки нравственного развития, когда «шагать по трупам» (в прямом и переносном смысле) уже неприемлемо. И если можно говорить об излечении социопата, то это — место, где социопатический континуум переходит в «норму». Но социопатический склад личности, а именно, слабость аффекта, высокий порог возбуждения, вкус и способность к действию, способности к пониманию людей в целях управления ими, убрать невозможно. Да и не нужно! Обществу крайне нужны социопаты высокого уровня.
Для примера немного о нашей истории. Николай II был очень хороший человек и семьянин, но управление государством, да еще в критическое время, было явно не его дело. Его легко обошел социопат низкого уровня — Ленин (об уровне свидетельствует, в частности, его неспособность предвидеть дальние последствия: «Ввяжемся в драку, а там посмотрим»). Освободившееся после Ленина место занял, к сожалению, социопат еще более низкого уровня — Сталин, который распространил примитивную защиту — контроль на масштабы всей страны, замучив миллионы, погубив генофонд и выбросив страну из русла цивилизации. А вот Петр I, заложивший основы нового, более прогрессивного государства был социопатом высокого уровня: обучающийся, гибкий.
Во власть вообще идут только социопаты и параноики (святым там делать нечего), но именно от уровня пришедших к власти «волков» зависит счастье и благоденствие «овец», составляющих большинство любого общества. Поэтому, дорогие сограждане, мечтая о «железной руке», не забывайте, пожалуйста, и об интеллектуальном развитии и элементарной порядочности своих избранников, иначе все это «железо» ударит по вам же. Помните также, что криминальные личности по определению относятся к низшему уровню социопатии; их легко выявить уже по характерной терминологии.
И в заключение, на сладкое, кусочек из фантастического романа А. Бестера «Человек Без Лица». Финальная сцена спец-лечения талантливого преступника; разговор врача и полицейского: «—... Три или четыре сотни лет назад наш брат полицейский ловил людей, подобных Ричу, только для того, чтобы предать их смерти. Это называлось смертная казнь. — Вы шутите. — Честное скаутское. — Но это же бессмыслица! Если у человека хватило смелости и таланта, чтобы переть против общества, он, несомненно, незауряден. Его нужно ценить. Исправьте его и превратите в положительную величину. Зачем его уничтожать? Если мы станем разбрасываться такими людьми, так у нас, чего доброго, останутся одни овцы. — Не знаю. Может, в те времена им и нужны были овцы» [6]."
Берн выдает двусмысленные признаки за тенденцию (в приведенном отрывке) если ты соблюдаешь законы общества - ты социален если ты их нарушаешь - все равно социален, потому что в системе тебе уже отведено место а вот если ты их игнорируешь, причем и разумом и душой - вот тогда ты социопат, но для такой модели поведения могут быть прицины соматические (тогда в чем обвинить такого человека?) и психические (но тогда ты психопат, а то совсем другой коленкор) социопат - человек, отклоняющийся от нормы, другими словами тот, кто ведет не так, как привыкли себя вести те, кого Эрик Берн считает большинством.
"Локи был проблемой с младенческих лет. С ним было трудно справиться, когда он был грудным ребенком, и почти невозможно было приучить его к горшку. Когда он пошел в школу, все девочки пришли в ужас от его жестокости. Однажды он нашел перочинный ножик и проткнул им руку Минервы Сейфус, сидевшей рядом с ним. После этого пришлось отдать его в частную военную школу, но и там воспитатели ничего не могли с ним поделать. Наказания приводили всего лишь к тому, что он сбегал. Интеллект у него был, впрочем, выше среднего, и он ухитрялся, несмотря на все это, сдавать экзамены. В колледже он все время влезал в долги и стал подделывать на чеках подпись своего отца. Поскольку мистер Фарбанти в конечном счете всегда платил, никто из аркадийских торговцев из уважения к нему не обращался в полицию.
Летние каникулы Локи проводил, лениво слоняясь из одного города в другой, и ему никогда не удавалось уложиться в свое весьма щедрое денежное довольствие. Он всегда пытался произвести на кого-нибудь впечатление, а для этого он должен был иметь обширный гардероб, останавливаться в лучших отелях и развлекать кучу народа. Компанию он выбирал себе, однако, не очень разумно, так что за время этих увеселительных поездок дважды подхватил гонорею и не раз попадал за пьянство в тюрьму. В конце концов отец, не в силах вынести расточительность Локи, объявил ему в последний раз, что оплачивать его поддельные чеки больше не будет. На этот раз он решил это всерьез.
Локи направился в Лос-Анджелес, где ухитрился устроиться диктором радио, утверждая, будто у него большой опыт. Здесь он впервые узнал, как сильно может влиять на людей его голос, и стал этим пользоваться, чтобы производить впечатление. Однажды вечером он пошел на религиозное собрание с пожилой разведенной женщиной, с которой в то время жил. Сумма пожертвований его поразила, он изучил предмет и решил вступить в этот бизнес с помощью той же леди. Прочитав несколько книг по теософии, спиритизму и Христианской Науке, он основал культ под названием "Ваша радость". При финансовой поддержке своей подруги и с помощью ее связей он вскоре стал, благодаря своему красноречию и силе убеждения, популярным проповедником и евангелистом, и через некоторое время смог даже открыть филиалы в нескольких городах западных штатов. Со временем он установил правило, по которому верующие должны были отдавать его церкви все свои деньги.
Очевидно, совесть не удерживала Локи от того, что он делал, и он делал это, как только ему хотелось. Ясно также, что его не останавливал интеллект. Когда ему хотелось выпить или иметь половое сношение, он делал это, невзирая на последствия. Если бы его импульсами управлял его интеллект или совесть, он не заразился бы гонореей и не подвергал бы себя риску, подделывая чеки. Его поведение несколько отличается от поведения тех, у кого совесть формируется, но кто затем плохо ведет себя, чтобы бросить ей вызов или чтобы отомстить родителям. Поведение Локи было дурным с самого начала, и он никогда не выказывал каких-либо признаков исправления. Во многих случаях он вредил самому себе больше, чем другим.
Некоторые из событий в жизни Локи типичны и могут быть обнаружены в биографиях многих социопатов. Почти всегда они плохо ведут себя в младенческом возрасте и в школе. Если они посещают хорошо поставленные школы, их оттуда, как правило, исключают. Они влезают в долги, злоупотребляют, если это возможно, добрым именем своей семьи, слоняются по стране, совершают самые экстравагантные выходки, подхватывают гонорею, сидят в тюрьме, попадают в переделки с женщинами, надувают людей бойкой болтовней, избегают любой дисциплины и причиняют горе почти всем, с кем общаются. В жизни таких людей столь многие вещи сами собой разумеются, что когда измученные родители, в конце концов, обращаются за советом к психиатру, то врач, послушав начало их рассказа, часто может угадать все остальное"
Про второй тип социопатов с их ярко выраженным антисоциальным поведением все более или менее ясно. А вот первый тип представляет несомненный интерес с точки зрения виртуальной активности. Скольких "добропорядочных" отцов семейств я знаю, которые отрываются и раскрываются на инет-форумах. Сколько скрытых комплексов и фобий выплескивается благодаря анонимности. По-моему, это очень положительный фактор. Ведь, не будь сети, все дерьмо выплескивалось бы на окружающих, страдали бы родные и близкие. Это как графоманы: пусть лучше пишут в сети, чем расписывают стены домов или общественных сортиров. По крайней мере, стирать легче. "Любопытными примерами латентных социопатов могут служить “христиане”, дискриминирующие других людей". О, вот это мне тоже давно любопытно. Нынешняя "христианизация" по новой моде, когда тон задают бывшие парторги со свечой в церкви, - это явление нуждается в отдельном исследовании. Как и бандюки с крестиками на толстых цепях. Интересны и типажи виртуальных "христиан", поверхностно (в лучшем случае) усвоивших учение и выбирающих по своему усмотрению заповеди в поисках врагов. Поразительно, как быстро они кучкуются под лозунгами и стаей набрасываются на инакомыслящих. Я бы классифицировал социопатов по степени агрессивности.
"Социопат — разновидность психопата, патология поведения которого лежит исключительно в сфере социального поведения, индивид с клинической неспособностью к адаптации в человеческом социуме. Термин, как и диагноз «социопатия», не нашел применения в советской и российской психиатрии и используется в практике главным образом европейскими и американскими психиатрами" - интересно, чем определяется клиническая неспособность. Судя по примерам (первого типа) у таких людей есть убежденность в собственной правоте.
"Вот пример подобной "бытовой" социопатии. Сейчас на улицах появилось много сумасшедших - старух, подбегающих к вам на улице с криком "ненавижу тебя, гадина", пьяных полубомжей в метро, неожиданно шепчущих "бог еще накажет тебя", нервных юнцах с обкусанными ногтями, пристально глядящих вам в глаза и посылающих вам проклятия. Первая ваша реакция - что с него взять, с психа? Он сам не знает, что делает. Между тем, скорее всего, знает. Именно вы явились для него нарушением сиюмоментной гармонии. Цвет вашего слишком яркого жакета режет ему глаза" (start=56&stop=14">отсюда)
верите во все это - меланхолики-сангвиники, шизофреники-лопаты, социопаты?
имеет отношение к реальности не больше, чем гороскопы если область знаний, т более естественных, претендует на право выносить заключения о дееспособности человека, также - о применении препаратов, но оперирует не сугубо фактами, а домыслами и построена на "я думаю" и "нам кажется", с ней можно и нужно спорить, причем по возможности резко
т более в стране где вашего ребенка могут определить в заведение для "отстающих", даже по собственному желанию родителей ("там ей будет легче/спокойней"), что в последующем чаще всего означает красный знак на нормальное образование и профессию
это просто бюрократическая машина с огромной инерцией; тем дебильней, чем понятней массам кажутся слова "холерик" или "шизоидный" или etc tc tc
каждому заведению по психологу, каждой кучке психически задавленных обществом людей - по психиатру со штатом крепких подручных и шкафчиками с дурью
** а то о чем написано в шапке и пытаются рассуждать дальше - по смыслу аналогично "на ком женится жанна фриске" и "концерт в москве бритни спирс".
"Второй тип – активный социопат. Он лишен как внутренних, bla bla bla и внешних задержек, bla bla bla"
умные цитаты из растиражированных и одобренных кафедрами книжек не являются обязательным условием отключения собственных мыслительных функций. поинтересуйтесь что одобрялось (и что запрещалось) еще 20-30 годиков наз. и да приидет к вам просветление
нет смысла винить практикующих психиатров и психологов. ярлыки порождают теоретики, именно потому они так губительны психопаты все же существуют. это факт объективный социопаты - термин не психологический, а социальный. так же как и "законопослушный гражданин" - страшное, почти мифическое существо вопрос в том, как выбить из-под этого ярлыка психологическую базу
The Tums, психологическая база оправдывает появление социопатов, делая их людьми, неспособными отвечать за поступки для некоторых ярлык становится внутренним толчком, разрешает нарушать некоторые нормы
Неизвестный, я не психолог, как раз выслушиваю мнения.
Социопатия, как и многие термины в социологии и психологии весьма расплывчив, потому что социопатия как и любое явление этих наук может быть выражена ситуативно. (опять же на чей-то лишь взгляд) Удобное словечко, ничего не скажешь, незатейливый ярлычок, иногда даже "позитивно" звучащий (дада, сегодня много снимают сериалов про социопатов, героев -одиночек, воюющих со злыми дядями, Брюс Уиллис - часто играет киносоциапатов) А если это слово произнести в институте благородных девиц, то вообще прозвучит угрожающе, почти как рецидивист. Вопрос восприятия? Само собой. Социопаты часто лидеры, ибо (о, вспомнила Гамлета к тому же!), умеют хладнокровно руководить ситуацией, так как лишены эмпатии. Иногда социопативное поведение намеренное, в круге звезд и знаменитостей, это хороший пиар. До сих пор спорят, например, М. Джексон социопат или это возвращение внимания к своей персоне? Лично мне не нравится в формулировке термина социопат - словосочетание "антиобщественное поведение". Если до сих пор нет точного определения, что считать обществом. Масса одежок одного термина на другой, причем зыбких терминов. Я бы ещё могла долго говорить о социопатии, но боюсь, что сейчас получится, что социопат - это круто))) Пока всё.
Ну мне вот это вот понятно, тут я согласна, про социопатию:
«Если говорить честно, я бы не смог существовать в нормальном обществе. Игроки действительно другие люди. Я одиночка. Я не очень люблю людей, и большинство людей не любят меня. Мне не стыдно в этом признаться. Я устаю от людей. Я никогда не был способен наладить взаимоотношения - интимные или любые другие. Вините в этом мое детство или что хотите, но я просто не доверяю людям. Когда я в юности читал книги по философии, я был романтично восхищен идеями Камю, Бодлера, Рембо и Ницше - всей палитрой экзистенциально-нигилистичной литературы, идущей вразрез с общепринятым идеализмом и оптимизмом. Как игрок, я сам стал персонажем пьесы Сэмюэля Беккета. Мое существование как-то отошло на второй план. Реальная бессмыслица в жизни - это совсем не весело. Нет смысла ни в чем. Чтобы жить за счет игры, вы либо должны быть самым умственно здоровым человеком на Земле, либо вы станете законченным социопатом». (с)
автор цитаты А. Снайдер Арнольд Снайдер - признанный авторитет в области гэмблинга, автор нескольких книг, разработчик стратегий, главный редактор журнала Blackjack Forum.
П. С. о виртуальной игре речь выше, сетевых игрушках
Эрик Берн - хороший психоаналитик, родивший нам теорию о "ролевых играх", достаточно умную, но вот определение его социопатии мне не понравилось.
Кстати, из него же:
"Хотя Калигула считается классическим примером "бессовестного поведения", подобного поведению социопатов, в действительности он, как полагают был шизофреником. Различие между социопатией и шизофренией часто вызывает трудности"