Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Кто умеет удовлетворяться, тот всегда доволен своей жизнью
Дао де цзин
Нестеров Андрей Ник.   / Главный
Варяги. Рюрик. Русь.
«Родился ли среди людей и согревается ли лучами солнца тот, кто подчинит нашу силу? Ибо мы привыкли властвовать чужой землёй, а не другие нашей. И это для нас незыблемо, пока существуют войны и мечи».
Варяги (73 kb)

Варяги, кто они? На этот вопрос можно ответить не просто, а очень просто. Славянские морские разбойники. В отличии от своих коллег по цеху викингов – скандинавских пиратов. Этимология слова «варяг» имеет самые различные истолкования от «мелкого торговца» до «солнцепоклонника». Это не столь важно, важнее, что варягами считались именно представители славянских племён. А это в корне противоречит «норманнской» теории рождения Руси Августа Шлёцера. Подобная идеологическая схема должна была лишь оправдать пребывание на русском престоле царей–иноземцев.
Период расцвета варяжских набегов падает на VII-XI вв., хотя в русских летописях последние упоминания о чинимых варягами грабежах отмечены XII веком. Негативные экономические и социальные факторы жизни балтийских племён способствовали бурному росту разбойничьих ватаг. Варяжские дружины из лихих людей воплощали в жизнь более поздний девиз – «пролетарии всех стран объединяйтесь». В любую историческую эпоху маргиналы, возглавляемые опытным предводителем, представляют собой грозную силу! А в раннем средневековье варяги были «язвой христианства» и «притчей во языцех», Балтийское море недаром называлось Варяжским.
Летучие отряды славян в союзе с норманнами опустошали города Франции, Англии, Испании и Северной Африки. Славянские города стали перевалочными пунктами, откуда награбленное добро уходило на Восток, что стимулировало торговлю знаменитого купеческого маршрута «из варяг в греки».
Время стёрло в истории имена многих удачливых варягов, все помыслы которых сводились лишь к собственному обогащению. И только человек с незаурядными способностями и государственным мышлением смог оставить своё имя на пыльных страницах истории. Таким человеком оказался Рюрик – варяг, заложивший фундамент Русского государства.
Рюрик родился, приблизительно, в 806-807 гг. в г. Рерике, в семье Годолюба (Годольба), князя славян-рарогов (ререгов). Рароги входили в большой племенной союз ободричей, занимавшихся хлебопашеством, ремёслами и торговлей. Матерью Рюрика была Умилена, средняя дочь новгородского князя Гостомысла. У первенца родившего в подобной семье обеспеченное будущее было практически в кармане, но «его величество случай» перекраивает человеческие судьбы на свой манер. В 808 году город Рерик захватывает датский король Готфрид и казнит Годолюба. Умилена вместе с Рюриком бежит из города. Теперь, кроме благородного происхождения и родового герба сокола-балобана, символа Огнебога у Рюрика ничего не было (соколиная охота – популярная царская забава, ведёт традицию именно от этого символа). Подобный факт, наверняка, оставил глубокую душевную травму в детской психике (возможно эпилептические припадки в роду Рюриковичей имеют своё начало именно в этом событии). Одно можно сказать утвердительно – датчане стали кровными врагами Рюрика, об этом он помнил всегда. Вероятно, беглецы скрывались у своих родственников из соседних племён, не исключено, что и Гостомысл не был равнодушен к участи дочери и внука. В конце-концов, Умилена нашла приют, где-то на территории франкского королевства.
Имя Рюрика возникает на исторической арене спустя почти двадцать лет. Чем он занимался все эти годы, может быть, готовил себя к будущей карьере - постигал воинское искусство и жаждал отомстить за своего отца. Всё может быть.
И вот в 826 году Рюрик и его сводный брат Харальд появляются при дворе короля Людовика Благочестивого. Король обращает их в христианство и благословляет на борьбу с датчанами, тем самым, подтверждая их право на владение отцовскими землями. Без особых усилий они возвращают себе отцовское наследство. Но стать владетельными феодалами им не удалось. В 829 году во франкском государстве начинаются междоусобные войны и новый передел земель. Территорию, которой владели сыны Годолюба, переходят к одному из претендентов на королевский трон – Лотарю.
Подобный поворот событий и стал той причиной, по которой Рюрик и Харальд подались в варяги. Ватаги авантюристов раннего средневековья пополнялись людьми из разных социальных слоёв. Жажда стремительного обогащения собирала под свои знамёна сыновей всех религий и народов. Но варяжская дружина не была шайкой обычных убийц и мародеров. Это был военный орден со своим неписанным уставом и железной дисциплиной, в противном случае они не представляли бы собой какой-либо опасности для государств Европы. Отряды опытных и жестоких варягов, на тот момент, были самой лучшей армией, действовавшей как на суше, так и на море.
Варяжские эскадры иногда состояли из нескольких сотен быстрых и лёгких судов, каждое из которых вмещало до 70 человек. По нынешним меркам, это была целая дивизия морской пехоты, опытной и хорошо вооружённой. Варяги также перевозили с собой и лошадей, но как род войск варяжская кавалерия так и не сложилась, и была лишь вспомогательной силой. Главной ударной силой была именно пехота.
Тут нельзя обойти вниманием такое явление как берсеркеры («неистовые»). Это был своего рода средневековый спецназ в звериных шкурах. Насколько они были распространены среди славянских дружин, судить трудно, но если считать что варяжские отряды не были этнически однородными, следует допустить наличие берсеркеров и в их среде. Берсеркеры вводили себя в особый транс с помощью самовнушения или принимая психотропные средства из грибов, или растений. Возможно, это происходило под воздействием жрецов владевшими психофизическими методами хорошо известными в Индии и на Дальнем Востоке. Так или иначе, обычный воин приобретал поистине сверхчеловеческие возможности.
Берсеркер отождествлял себя с тем или иным хищным зверем и действовал на уровне подсознания. Увеличивалась скорость реакции, физическая сила, тело становилось нечувствительным к боли. Штурмуя города, они оставляли за собой лишь горы трупов. Сверхчеловеческие способности, которые они выжимали из своего организма, приводили своих обладателей либо к смерти, либо к сумасшествию. Даже собратья по оружию предпочитали держаться от них в стороне.
Отряд берсеркеров одним своим видом заставлял трепетать врагов, «подобные бешеным псам или волкам, они грызли собственные щиты; они были сильны, как медведи или вепри; они повергали врагов наземь, их не брали ни стрелы, ни огонь».
Не оттого ли средневековая Европа была полна легенд о кровожадных оборотнях, источником которых, возможно, была недобрая память о тех самых берсеркерах.
Вслед за берсеркерами наступала хорошо вооружённая, защищённая доспехами пехота и довершала разгром. Внезапность, мобильность и мощь были главными показателями тактики варяжских дружин. Их ладьи с малой осадкой легко шли по рекам вглубь материка и предавали города огню и разбою. Короли и князья предпочитали платить им дань, чем воевать с ними.
Год 843-й можно считать взлётом военной карьеры Рюрика. В составе огромной славяно-норманнской армады Рюрик и Харальд вели за собой большой варяжский отряд. Эта интернациональная армия взяла приступом: Нант, Бордо, Севилью, Лиссабон, множество других городов и докатилась до Северной Африки. С огромной добычей дружина Рюрика вернулась домой. На острове Рюген он устроил свою хорошо укреплённую морскую базу, откуда и планировал дальнейшие походы.
В течении семи последующих лет имя Рюрика становится широкоизвестным. Он принимает участие в первом штурме Парижа, в одном из очередных набегов погибает его сводный брат Харальд. В это время Рюрик уже женат на Ефанде, дочери норвежского короля, имеет несколько детей, старшим из них и наследником является Игорь. Воспитателем к нему приставлен брат жены - Олег, жрец и предсказатель из викингов. За что впоследствии и получил прозвище Вещий.
Рюрик, несмотря на своё христианское крещение, поклонялся своим древним богам как Световиту так и Одину, принося им многочисленные жертвы. И судя по всему, боги были благосклонны к своему удачливому сыну.
В 850 году огромная эскадра в 20-22 тыс. воинов высадилась на берега Англии. Поход снова ознаменовался огромной добычей. Слава ходила за Рюриком буквально по пятам. В 854 году Рюрик основательно бьёт своих кровных врагов - датчан, проводит рейд по скандинавским городам подвластных датскому королю. Он захватывает земли в верховьях Рейна и Фридланд, тем самым, возвращая себе отцовское наследство. За этот военный поход он получает прозвище Ютландский.
К 860 году новгородский князь Гостомысл, будучи на пороге смерти, был озабочен поисками достойного преемника (очень актуальная проблема во все времена). Прямых наследников по мужской линии уже не было в живых, и Гостомысл боялся, что всё созданное им может пойти прахом. Выбор его пал на Рюрика, во-первых: он был внуком Гостомысла от средней дочери; во-вторых: знаменитым и опытным военноначальником. На обращение к нему новгородского посольства: «…Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет – идите княжить и владеть нами…» (здесь, наряд – управление, руководство), Рюрик после недолгих раздумий согласился, он по примеру западных королей, мечтал основать собственное династическое государство.
В 862 году Рюрик со своей дружиной пришёл в Новгород. Сам Рюрик сел в Ладоге, а предводителей своих отрядов посадил в Белоозере и Изборске, (некоторые исследователи считали, что он посадил в этих городах своих братьев Синеуса и Трувора, возможно, это просто лингвистическая ошибка). Почему же Рюрик не стал княжить в самом Новгороде? Вероятно, существовала какая-то договорённость с Гостомыслом, ведь у него был ещё внук от старшей дочери – Вадим, которого оставили номинальным правителем Новгорода. Для Рюрика этот факт не имел особого значения, вся военная мощь была в его руках, тем более, что Ладога была воротами торгового пути «из варяг в греки» и он контролировал весь товарный поток и соответственно пополнял собственную казну.
В течении двух лет Рюрик присоединяет к своим владениям Смоленск, Ростов, Муром – земли которыми владел Хазарский каганат. Но в 864 году Вадим, видимо оскорблённый своим зависимым положением, поддерживаемый новгородскими боярами, купцами и волхвами поднимает мятеж.
Волхвы особенно ненавидели Олега Вещего, который изменил формы поклонения языческим богам. Вместо давно заведённых ритуалов в среде ремесленников, торговцев и пахарей, он внёс более простой, но более жестокий стиль, с многочисленными человеческими жертвоприношениями. Обычными для суровых варягов, проводивших всю свою жизнь в походах и войнах, и строивших свои отношения с богами по принципу «ты – мне, я – тебе».
Восстание Вадима, именуемого в летописях Храбрым, было подавлено с особой жестокостью, «…того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих уби новгородцев».
Покончив с внутренними врагами, Рюрик начинает создавать собственное государство. Грозный варяг обретает черты политического деятеля и рисует дальние перспективы, которые пытается достичь самыми различными методами.
После 864 года Рюрик совершает походы в днепровские степи, где занимается обычным разбоем - грабит и убивает хазарских, мадьярских и греческих купцов. Со своей дружиной он входит в Киев, где ведёт переговоры с Аскольдом и Диром, бывшими коллегами по ремеслу, захвативших в своё время киевский престол, (некоторые историки считают Аскольда и Дира старшими дружинниками Рюрика, другие потомками князя Кия. Единодушия в этом вопросе нет). Договор, видимо, заключался с целью защиты земель Рюрика с южных рубежей. Правда, мир этот продлился недолго, в 866-870 Аскольд пошёл войной на племена полян и кривичей. Это были владения Рюрика, и тот нанёс такое сокрушительное поражение хозяину Киева, что Аскольд предпочёл убраться восвояси.
Почему Рюрик не взял штурмом сам Киев, а ограничился только выкупом? Возможно, он не хотел большой войны с Византией, Аскольд и Дир приняли христианство в Царь-граде и номинально подчинялись византийскому императору. Тем более Рюрик враждовал с хазарами, и война на два фронта была чревата поражением, надо ещё учесть, что ему приходилось охранять рубежи своих владений и со стороны Балтики.
Конечно, Рюрик строил планы относительно захвата Киева, поход на Царь-град и разгром Хазарского каганата, но ему были нужны могущественные союзники. Поэтому он в 873-879 годах неоднократно ездил на Запад, где договаривался о военной поддержке с наследниками франкского короля Лотаря. К сожалению, смерть в 879 году оборвала его замыслы, их воплотил в жизнь жрец-воин Олег Вещий, совместно с князем Игорем Рюриковичем.
Но то, что уже сделал Рюрик - было немало, подняться от простого пирата до главы государства - требовало поистине неординарных способностей! Жизнь порой закручивает сюжеты похлеще, чем бывают в авантюрных романах. Благодаря Рюрику был заложен фундамент Киевской Руси, а позднее Руси Московской. Сокол-балобан – символ Рюриковичей полетел сквозь столетия, олицетворяя собой славу, доблесть и силу Русского государства.

17.05.2006. Москва.


Postscriptum:
Данное историческое повествование - это обобщённое изложение собственных рассуждений и материалов некоторых историков «антинорманнисткого» направления. По мнению исследователя В.Н. Дёмина история русского государства начинается с 2 409 года до н.э. Он особо подчёркивает значение древнерусского исторического сочинения «Сказание о Словене и Русе» для современной исторической науки. Ещё Ломоносов писал о глубоких исторических корнях русского народа: «Величество словенского народа <…> даже баснословных еллинских времён простирается и от Троянской войны известна. Енеты, венеты или венды народ словенского поколения, с королём своим Пилимоном бывши в Трое для ее от врагов защищения, лишились своего государя и для того, соединяясь с Антенором, отъехали во внутренний конец Адриатического моря и, поселяясь по берегам, где ныне Венецейское владение, далече распространились».
Двигаясь к своим истокам - лучше осознаёшь собственное будущее.
©  Нестеров Андрей Ник.
Объём: 0.349 а.л.    Опубликовано: 09 06 2006    Рейтинг: 10.04    Просмотров: 2552    Голосов: 1    Раздел: Публицистика
«Кшатрии Древней Руси»   Цикл:
Главный
«Древнерусский культ меча»  
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 30 •