С чего начинается театр? Да. Вы правы. Театр начинается не с вешалки. И не с покупки билета. И даже не с коллекционирования фотографий любимых артистов. Театр начинается с любви. Александр Иванович Титоренко актёр Московского областного Государственного камерного театра, заслуженный артист Российской Федерации.
- Актёрская профессия – одна их тех немногих профессий, о которых в основном мечтают, но реализовать свои мечты решаются далеко не все. Вам это удалось. Как в Вашей жизни появился театр?
- В школе я был классическим хорошистом, по некоторым предметам четвёрки получал вообще непонятно за что (смеётся). Когда вопрос встал о поступлении в институт, поразмыслив, решил, что хорошо смогу сдать экзамены по русскому языку, литературе и истории. Единственным институтом, в котором на экзаменах требовалось пройти испытания по этим предметам, оказался театральный. А чтобы туда поступить, нужно успешно пройти три творческих тура, только тогда допустят до экзаменов. Я, как и многие, заваливался на 2-м, 3-х турах – во МХАТе и Щукинском. В результате не прошёл ни в один из них. Осенью должен был призваться в армию, а то время, что у меня оставалось до призыва, решил использовать себе на пользу – устроился в 23-й лесотарный цех, который находился недалеко от железнодорожной станции г. Орехово-Зуево. Там я познакомился с совершенно «замечательными» людьми... бывшими заключёнными, которые сидели в тюрьмах кто по два, кто по три раза. Они учили меня играть в карты, в домино, ездить на машине. Рассказывали мне о своей жизни, а я им – о книгах, фильмах... Истории у них, правда, были специфические, но я совсем не жалею о знакомстве с ними. Осенью 1977 года меня забрали в армию. Два года я отслужил в погранвойсках. Домой пришёл в декабре; с марта начались прослушивания в театральные училища. И снова поехал поступать. Проходил практически везде, но только в Щепке мне по-настоящему повезло. Перед 3-м туром педагог Фомин сказал: «Саша, если у вас накануне экзамена будет что-то неладное с голосом, выпейте 50 грамм коньячка и закусите лимончиком, для связок очень полезно». Думаю: «Хор-р-рошие люди здесь работают!» И вот сижу я на экзамене по литературе, пишу сочинение. Времени остаётся мало, с черновика на чистовик переписать не успеваю (черновой вариант – уже двойка)... Что поделаешь, сдаю то, что есть. В. И. Коршунов, мой будущий педагог (народный артист, директор Малого театра) приходит в экзаменационную комиссию и говорит: «Этот молодой человек мне нужен на курсе». Счастливый, получаю тройку и... четыре года учусь на курсе у Виктора Ивановича.
- А на съёмки во время учёбы убегали?
- Съёмки во время учёбы не приветствовались. Но так как на курсе я был старостой, то спокойно мог распоряжаться свободой своих однокурсников. Тайком я отпускал их на кинопробы. Первой начала сниматься Лена Валюшкина (её вы знаете по фильму «Формула любви»). Затем Саша Домогаров, Андрей Руденский, Кирилл Козаков. У меня же как-то не получалось; кино ведь такое дело, что если тебя приглашают, а ты несколько раз отказываешься, то всё...
- Жаль... А после окончания училища куда дорога привела?
- По распределению должен был уехать куда-то очень далеко, не то в Караганду, не то ещё дальше. Но не поехал, забрал документы и остался в Москве. В это время в областном театре юного зрителя проходил конкурс на место главного актёра. Я пришёл, показался, и меня взяли. В МОТЮЗе проработал 10 лет. Сыграл всех принцев, разбойников, индейцев... Первой же ролью в театре была роль К. Треплева в «Чайке». Но судьба есть судьба. Тогда в Москву приехал главный режиссёр калужского театра Валерий Иванович Якунин; в нашем ТЮЗе он поставил три спектакля. В двух из них я сыграл главные роли. Он уехал, а через какое-то время связался со мной и предложил работу в Московском областном камерном театре. Этот театр появился на базе театра им. Островского благодаря Валерию Ивановичу. Очень интересный разговор у нас тогда произошёл, он позвонил мне и сказал: «Я тебя хорошо знаю, и ты мне нужен. Даю тебе два дня, чтобы поковыряться в носу, а потом хочу услышать ответ – согласен ты работать в моём театре или нет». В носу я ковырялся один день, и с тех самых пор, с 1995 года, работаю в Московском областном камерном театре, где и стал Заслуженным артистом.
- К сожалению, Вас редко можно увидеть в кино и на телеэкране...
- С кино у меня сразу не заладилось, помните? В большой кинематограф (смеётся) попал после окончания Щепкинского училища. До того, как найти работу в театре, снимался в массовках на студиях им. Горького и Мосфильма. В то время пришлось столкнуться с такой «удивительной» вещью: если на съёмки актёр приходил один, без ассистента режиссёра, на главную или второстепенную роль не рассматривался. На тот момент второму режиссёру были нужны фактурные лица – приходили какие-то бомжеватые, и им говорили: «О, хорошее лицо!» А такой светлый, декламированный артист, как я... и ни-ни. Потом, конечно, снялся, ну... сильно сказать снялся, в фильме Грамматикова «Вера, Надежда, Любовь». Был утверждён на эпизодическую роль раненого солдата. И вот что интересно: в этом фильме меня нет, хотя только я знаю, что я там есть: несколько секунд длится план, камера «идёт» по опушке леса – движется наше войско, сзади едет телега, с неё свисает одна нога – это моя нога. А ведь должен был быть целый эпизод, где мальчик, главный герой, подходит к телеге, а там раненый одноногий боец, то бишь я, у них завязывается разговор... К этому эпизоду меня готовили основательно (привязывали ногу из ваты, пачкали кровью; на лицо накладывали грим) и когда готового поднесли к камере, Грамматиков сказал: «Старик, извини, солнце уходило...» Смешной был случай. Никогда я не забуду съёмки «Петра Великого». Снимали американцы, главные роли исполняли звёзды мирового кино, которых до этого я видел только на обложках глянцевых журналов – Максимилиан Шелл, Омар Шариф, Хана Шегула, Ванесса Редгрейв и другие. У меня в этом фильме была небольшая роль начальника стражи князя Голицына, я кого-то арестовывал, кого-то.., ну, в общем, было здорово. Вечерами в гостиничном холле всей съёмочной группой мы смотрели шедевры мирового кинематографа, которые нам показывал сам Максимилиан Шелл, оскаровский лауреат: каждый вечер он выкатывал на тележке видеомагнитофон и погружал нас в удивительный мир кино. Тогда я в первый раз увидел его режиссёрский фильм. Это были незабываемые дни...
- Возвращаясь к театру, скажите, что он для Вас значит?
- Всё. В буквальном смысле ВСЁ, не включая семью, потому что моя жена всю жизнь проработала в кино и с кино, она – организатор кинофестивалей, возглавляла секцию кино в Доме работников искусств, работала в Доме кино и в Доме актёра. А так театр для меня – это всё.
- Александр Иванович, для кого всё-таки сложнее играть: для детей или для взрослых?
- Считается, что для детей сложнее. Если взрослый человек пришёл на спектакль, и он ему не понравился, то он досидит до конца, потому что потрачены деньги. С ребёнком всё по-другому... Если он начнёт скучать, то в лучшем случае станет ковыряться в носу, в худшем – пихаться, кричать и ёрзать, поэтому удержать детское внимание намного сложнее. А особенно меня заводит, когда с ребёнком на спектакль приходит папа или дедушка, чтобы ПОСПАТЬ лишние полтора часа, и вот пока я его не добужусь, и пока он не начнёт хлопать и реагировать, я не успокоюсь. Так что пятьдесят на пятьдесят...
- Хорошо, а чем же отличается столичный зритель от провинциального?
- Провинциальный намного тактичнее. Если спектакль не по душе, он не покажет этого и внимательно досмотрит до конца. Первое время, когда мы приезжали в Демихово и Орехово-Зуево, мы натыкались на тишину: сидят, слушают, смеются – реагируют. То ли мы так здорово играем, то ли зрители такие. Приятно, чёрт возьми. В Москве этого нет.
- За неимением времени «за кулисами» остаётся ещё много интересного. Но так как через несколько минут начнётся спектакль, то напоследок хочу, чтобы Вы пожелали читателям «Своей газеты» что-то, что подвигло бы их на хорошие дела и поступки.
- Хотел сказать: «Ходите чаще в театр», но так как мы здесь редкие гости, то читайте книги и ходите в кино, тем более что сейчас появляется много хороших русских фильмов, которые стоит смотреть. До скорой встречи.
Postscriptum:Сейчас А.И. Титоренко работает во МХАТе им. М. Горького.
|