Кто мы такие? Почему мы такие, как есть? Почему мы поступаем так, а не иначе, и находимся, в конечном счете, тут, а не в другом месте, и в другом состоянии? Кто из нас сам определил, в каком направлении делать свой первый шаг? Ведь в самом начале мы ничего не изобретаем и ничего не знаем. Кто из нас за свою жизнь придумал хоть одну букву или может быть алфавит? Мы заучили и пользуемся готовым шаблоном. Это уже готовый стандартный шаблон из букв, цифр и слов, правил грамматики и математики. Мы учимся по шаблону выстраивать свои мысли в предложения и высчитывать результат по формулам. По шаблонам и формулам, придуманным другими «талантливыми» людьми, происходят наши объяснения и доказательства правильности решений.
Мы из года в год, из поколения в поколение повторяем одни и те же действия, основанные на заложенных в нас обществом понятиях добра и зла. Что есть хорошо, а что плохо, правильно, неправильно, как придорожные столбы… И именно так, мы пришли туда, где находимся сейчас, каждый в отдельности и общество в целом. Но кто так определил этот вектор, по которому столетиями двигается всё наше формирование и образование? Религия и наука. Наука и религия. Ученые мужи, философы прошлого оставили нам свои труды, предания и писания, которые мы так дотошно и скрупулёзно изучаем и которым следуем. Мы изучаем сами труды, и изучаем комментарии и объяснения. А затем, если эти комментарии написаны давно, то мы изучаем ещё и комментарии к комментариям, переводы, варианты переводов, комментарии к переводам… Не слишком ли много переменных составляющих в этой системе построения нашего вектора развития? Тем более что человеку свойственно ошибаться.
Вот один из примеров смещения акцентов, из-за неточного перевода, и как следствие, наша монолитная вера в силу слова… Общепринято, что «свою правду» можно объяснить и доказать словами своему оппоненту. И тогда, этот оппонент обязательно примет эту «правду». А как же ещё может быть, ведь это правда – святая правда. Ибо слово – Бог. И это – аксиома. Ибо сказано: 1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2. Оно было в начале у Бога. 3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Св. Евангелие от Иоанна 1:1-5)
Вышеприведенный отрывок из Евангелия от Иоанна безусловно является одним из краеугольных камней веры нашего народа в слово. Как часто приходится слышать, когда в доказательство сказанного, резюмируют: «В начале было Слово».
А теперь, обратимся к греческому тексту, ибо оригинал, дошедший до нас, был написан на греческом. Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος, καὶ ὁ λόγος ἦν πρὸς τὸν θεόν, καὶ θεὸς ἦν ὁ λόγος.
λόγος (логос) — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «число». Θεός (тэос) — «бог». Имена Бога – Создатель, Творец, Податель благ… Более подробно смотрите «Божественные имена» Дионисия Ареопагита, где, среди всего изобилия имен, есть и …«Жизнь».
Получается, что в начале, было осмысленное и соразмеренное понятие Создателя. Мысль, смысл, понятие – замысел. Число – мера, соотношение, соразмерность.
В начале был замысел. И замысел был у Творца. И замысел был - быть Творцом. И ничего из того, что создано Творцом, не создано без Замысла. В Нем была Жизнь, и Жизнь была свет для людей. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Вот теперь, ясно, как Божий день. Получается, что правда не в словах, а правда в делах. И только наши дела определяют кто мы, а слова, лишь задним числом могут описать содеянное и, в нужном повествующему свете, высветить его. Почему, из всех возможных значений «логоса», переводчик выбрал именно «слово», и поставил его в один ряд с универсальным и всеобъемлющим, а потому, и малоконкретным – «Бог»? Это – вопрос! Но это уже другая тема.
Результат влияния неточного перевода Кирилла и Мефодия, к которому мы пришли спустя столетия, это подмена Бога – Творца на бога – демагога. Получилось, что Создатель – не Бог. Красноречивый оратор – это бог. «Поэт в России – больше, чем поэт». «В спорах рождается истина»… И где эта истина, рожденная в спорах? Истина – в спорах?
Почему весной мы наполняемся особым чувством - ожидания счастья. Почему бывают так счастливы родители, увидев, как у них родился здоровый ребенок. Почему счастлив мастер, создав задуманное им произведение или устройство. Почему счастлив повар или винодел в результате своего труда? Потому что они соответствовали. Результат соответствует ожиданиям и затраченным усилиям. Соответствие соучастия в процессе поднимает глубинную энергию творчества, которая ощущается нами как счастье. Ну, а если этого нет?
Представьте, что нет весны. Мы больше не видим, как после промерзшего небытия возрождается жизнь. Жизнь, такая знакомая и вместе с тем самобытная. Она заполняет нас, зовёт смотреть на нее, дышать ею и жить. Жить, соответствуя ей. Всё это от нас скрывают. И мы видим, вдруг, появившееся во всей полноте и красе лето, которое, принеся плоды, высыхает в осень. А осень, заливается дождями, плывёт грязью и промерзает зимой. Холодная безысходность без намёка на возрождение. А если мы наберёмся смелости и спросим: «А откуда появилось лето?». Нам грозным басом, сверху вниз, ответят: «Бог дал. Бог взял. На все Его воля!» Ну, как-же, нам ответили, уделили время. Вы должны быть удовлетворены, довольны и счастливы. Должны, но… Всё заволокла и закрыла безликая и безымянная неудовлетворённость своим бытием. «Безымянная» потому что человек не видит причин своего недовольства. Он только знает точно, что всё не то и всё не так. Ослепляющий грязно-серый туман недовольства в глазах и ушах, в мыслях и в умах, пока вдруг, голос со стороны не присвоит нашей проблеме имя. Словно поставит печать на мокрой глине: «У вас проблемы? Давайте мы о них поговорим, обсудим… Примите наконец таблетку». «У вас проблемы – покайтесь!» «У вас проблемы? Да так вам и надо… Вы-же не за тех голосовали!» «У вас проблемы? Так это, потому что, везде ОНИ - не «те», не «наши». «У вас проблемы? Так это ваши проблемы. Нормальные люди давно живут без проблем… там». А, мы – здесь. Традиция!... Вы хотите об этом поговорить?... |