"Ах как бы хотелось, хотелось бы мне когда-нибудь как-нибудь выйти из дома И вдруг оказаться вверху, в глубине, внутри и снаружи, где всё по-другому". (с)
|
Страна чудес Шванкмайера начинается в комнате Алисы, и все предметы, которые в ней есть, еще не раз возникнут внутри повествования; это похоже на то, что произойдет, если детям выдать коробку с игрушками и посмотреть, что они будут с ними делать. Кроличьей норой в этот раз служит письменный стол, и в моей комнате стоит почти такой же, так что теперь я его даже немножко опасаюсь. Собственно, страна чудес - скорее всего, тот же дом, в котором Алиса живет, разве что оживших предметов стало побольше и правила игры несколько поменялись. К тому же мне очень понравилось падение Алисы, оказавшееся совсем не падением, а планомерным погружением в нереальность на лифте. А еще Шванкмайер понимает толк в относительности. Только поначалу, съедая заветный пирожок, Алиса становится меньше; позже, откусывая кусочек гриба, Алиса остается прежней, - трансформации происходят в окружающем ее пространстве.
"...если бы Свену приснилось сегодня, что его собака умерла, он бы очень-очень мучился во сне, потому что он ужасно любит свою собаку. А проснулся бы - и увидел, что все в порядке. И понял бы, что все это ему приснилось. Из этого следует, что, если бы его собака и вправду умерла, было бы совершенно то же самое. Только он не понял бы этого. Он бы не проснулся, пока сам не умер, вот что я хочу сказать". (с)
Особая ценность "Алисы" заключается не в том, чтобы узнать, чем все закончится (а закончиться это может только пробуждением), а что происходит в самом сне. Сиюминутные действия, их последовательность, голоса и фразы оказываются важнее, чем осознание того, что всё это - только сон. Именно эту самую важную составляющую "Алисы" убил Тим Бартон, превратив историю о путешествии в историю о битве. Какое еще противостояние королев, милый Тим; для того, чтобы было интересно, необязательно, чтобы в итоге кто-то победил и извлек достойные вошищения выводы. Оформление мира, персонажи - это я могу принять, но извращение сути сказки меня совершенно не порадовало.
"я знаю с десяток Алис, и что же? Лишь самые юные из – на Алис похожи". (с)
Алиса Шванкмайера прекрасна. За все время повествования она ни разу не улыбается (только иногда - смеется), она ребенок с совсем недетским взглядом. У Шванкмайера я вижу в Алисе то, что для меня важно. Алисе все интересно, и даже страшное, и даже, может быть, особенно - страшное. Алиса - не наблюдатель мира вокруг, а активный участник того, что в нем проишодит. Она не ждет милости от природы, предпочитая действовать. Так, когда она оказывается запертой в комнате с кучей разных баночек-скляночек, она планомерно начинает их открывать, хотя в них чаще всего что-то неприятное. Впрочем, в этом отчасти и детскость Алисы - нет ничего любопытней закрытых коробочек и неоткрывающихся столов, от каждого из которых приходиться сначал оторвать ручку, а потом вскрыть чем-то, попавшимся под руку. В этой связи мне вспоминается вчерашняя история. У девочки умер кролик, но заметили это не сразу, так что ему пришлось некоторое время пролежать в одиночестве. Понятное дело, что, простите за подробности, несколько разложившееся тело животного не вызывает у смотрящего приятных ассоциаций, и девочка очень плакала из-за его смерти; тем не менее, заходила смотреть на него как минимум три раза. Пожалуй, больше всего мне понравилось, что Алиса не дала своим носкам убежать. Это потребовало значительных усилий с ее стороны, на это ушло не меньше, чем полминуты яростного сопротивления, но результат себя оправдал. В принципе, несмотря на некоторую недоброжелательность к Алисе ее обиталей, страна чудес все-таки постоянно и вовремя предоставляет девочке необходимые возможности. Печенье, грибы, предметы для вскрывания столов - всё поставляется точно по расписанию; мир сна старается ее заинтересовать. Мир обретает жизнь только тогда, когда у него появляется Алиса. Мир нуждается в зрителе. Только когда Алиса включает свет, начинается безумное чаепитие, и вероятно, когда свет гаснет, а дверь закрывается, больше ничего не происходит. Вполне может быть, что приглашение на прием получает именно Алиса, а не тот зверек, на доме которого она лежит - королева тоже хочет побыть живой. А еще мне понравился момент накануне пробуждения, где на плечах Алисы появляется то ее собственная голова, то голова Шляпника, то голова Зайца, а голос, отвечающий на знаменитый королевский крик, призывающий к отрубанию головы, спрашивает: "Которую?"
Postscriptum:В общем, спасибо Хазарову, который мне этот фильм, собственно и вручил :)
|