Предложение Бориса всех немного озадачило, непонятно, что конкретно имелось в виду. Макс поднялся и объявил, что от лекций о патриотизме его мутит. Макс сказал: хватит! Макс высвободился из-за столика и нетвердо направился в уборную.
Я спросил: что конкретно? Борис сказал: раз уж мы собрались здесь по такому поводу (хотя раньше никто и не вспоминал, что есть какой-то повод), нелишне вспомнить какую-нить историю или случай, касающийся войны или патриотизма. Ага. Или патриотизма. Всем четверым. Иначе повод будет надуманный. Куда это годится?
Полчаса назад Борис поспорил с Максом, «кто быстрее и качественнее опрокинет семь рюмок коньяку». Макса мутило, хоть он и проиграл. Половину коньяка он опрокинул на стол. Макс оказался слаб. До этого мы вчетвером зашли в бар-ресторан. После этого Анхель помог Максу доползти до уборной. Времени у всех было предостаточно. Говоря метафизически – вся оставшаяся жизнь.
Анхель, вернувшись, сказал: он ушёл от нас. Анхель неплохо шутил по-русски. Я сказал: уходят лучшие. Нас осталось трое. Но и втроём мы за четверых – вставил Борис, подняв голову со столика, где отдыхал. И мы сможем рассказать свои истории. Под тост.
Анхель, сев, сказал: им, испанцам, как никому знакомо слово патриотизм. В каждом испанце есть частичка донкихота и сида, они оба патриоты были. Ну, о донкихоте, его Дульсинее Тобольской и верном друге Санчо-с-ранчо нам, людям образованным и начитанным, слава богу, известно. Но что за вещь есть сид? Возможно, Анхель имел в виду сидр? Тогда выражение «в каждом испанце есть частичка сидра» приобретало ярко выраженный алкономический оттенок.
Испанец рассердился (на 15%) и смутился (на 85%). И решил выложить нам всю подноготную о Сиде. То есть с самого начала. И, вероятно, на древнеиспанском, который сильно смахивал на пьянорусский. Мы узнали, вернее, поняли о Сиде то, что он был очень древним местным мегавоином, вроде богатыря или кто там у них. Жил он очень давно, поэтому половина того, что о нем говорят легенда, а вторая половина – миф. Был он воином отличным, тогда это ценилось, примерно как сейчас поп-звезда. Дошло до того, что ему сватали дочь испанского короля. И вдруг наш рубака по наговору неких негодяев и подонков попадает в немилость, вплоть до выдворения из страны.
А чо, Испания тогда уже существовала? – съехидничал Борис, наверняка горя желанием выпить за Испанию. - И границы тоже были?
Но Анхель сделал вид, что не понял вопроса. И воодушевленно продолжал.
А Сид, на самом деле, - это не имя, а прозвище, означающее «господин». Вот. Война, значит, шла тогда с арабами, причем не на жизнь, а за территорию. Сид, вместо того, чтобы тихо эмигрировать, скажем, на красивой лодке в Италию, набрал отряд испанских патриотов, занял у евреев денег и пошел рубить сарацинские головы. Много порубил. Брал крепости неверные. И ежемесячно отсылал своему королю отчет – трофеи, золото там, всякие вазы и мулаточек на развлечение. Богатства отсылал! Человеку, который лишил тебя дома, крова, хаты родной, постели с простыней, конуры собачьей и березки под окном!
Отсылал не зря. Король Испанский, устав доказывать ООН, что Сид ищет у арабов атомную бомбу, а не просто варварски истребляет нацию, потребовал Сида обратно домой, тем более что испанская инфанта связалась с какими-то наркоманами из местной знати. Сид вернулся домой, раскидал наркоманов и женился на дочери короля, инфанте то бишь. Свадьба, говорили, была отменная!
Все это Анхель, конечно, рассказывал не так. Это мы так восприняли. А рассказывал, будто бы он читал нам энциклопедию по истории Европы. С датами и именами, со статистикой и пояснениями. Говорил он бурно, восторженно, непонятно и очень громко. За соседним столиком человека вырвало супом. Когда Анхель закончил, мы ему похлопали. На все ушло около получаса. Я припомнил, что примерно такая же мутная история случилась и с неким рыцарем Роландом из дружественной республики Франция, когда она еще не была республикой и, кажется, даже не была Францией. В каждой стране свои мифы.
Официант принес чуть теплое горячее. Борис заявил, что он тоже теперь готов рассказать свою историю о патриотизме и о войне. Хотя бы потому, что его история не будет такой древней, длинной и путаной, как у Анхеля. Сейчас, только выпьем за процветание Испании и других жарких стран.
И после этого Борис поведал нам то, чего мы меньше всего ожидали от человека, полчаса назад выигравшего спор на слабо.
Полноценную, красивую, трагическую и в той или иной степени всем известную историю про Ивана Сусанина. Жил который приблизительно во времена Ивана Грозного, тогда же и умер. Но до этого сумел совершить такой героический подвиг, о котором великие русские композиторы даже оперы сочиняли! Подумать надо! Иваны вон какие разные бывают. Даром трендят: тайна имени, тайна имени…
Борис дал историческую справку и с профессионализмом филолога раскрыл характер всех действующих лиц. Упомянул и поляков недобрым словом, пославил и крепких духом русских народных мужиков, честь им, построил из тарелок и столовых приборов схему леса, где всё произошло, и даже попытался спеть отрывок из заунывной песни, которую герой будто бы исполнял, вися на дыбе: «Последняя заря!..»
Не знаю, как Анхель, а я почувствовал себя немного обманутым. История Бориса оригинальностью не блистала. Зато она была искренней, проникновенной и про патриотизм. За поляков пить не стали. Прибалты и народы, им сочувствующие против России, пусть горят в девятом круге ада. Выпили за Бориса Хиггира, автора книги «Тайна имени», чтоб он здоров был.
Тем временем, хотя точно никто не видел когда, вернулся Макс. Мокрый. Сказал, что в туалете обливался. «Обблевался? Снова?» - поразился Анхель. Водой, уточнил Макс, но его слова утонули в потоке смеха. Анхель опять сморозил шутку, сам того не заметив.
Сосчитав бутылки под столом, Борис пришел к справедливому выводу, что две истории всё еще ждут своего провозглашения. И поскольку Макс был пока не совсем в форме, эстафету принял я. Ровно тогда, когда физиономия Бориса полностью показалась из-под столика.
У меня большая семья. Естественно, есть старшее поколение, которое воевало. Вспомнил я одну историю, которую мне рассказывали… Про войну и немножко про патриотизм. Не к столу будь сказано. Не к столу.
Бабушка моя оказалась в Отечественную войну в осажденном нацистами Ленинграде. «Оказалась»… Не во сне, не ветром принесло ее туда. А как сказать правильно?
Короче, работала она по крышам, гасила немецкие «зажигалки». «Работала»… Опять неподходящее слово. «Зажигалка» – это такой снаряд с самолета, рванет – крышу долой. Вместе с домом. Но если успеешь погасить песком, то, может, еще и ничего, пронесет. Много таких крыш бабушка вместе с подругами и детьми, оставшимися в городе, спасла. Однажды не пронесло. В общем, оторвало бабушке осколком, как бы точно сказать… нижнюю челюсть. Ага, вы пока не ешьте ничего.
Так вот. Челюсть некрасиво болталась на коже, а бабушка упала в обморок. Да и не бабушкой она тогда была, опять неточность. Почти девочкой. Что бы ей делать без рта?
Принесли ее на руках в госпиталь к другим раненым. И врач решился на чудо, каких в войну, наверное, много. И из мертвых люди воскресают, а тут… Короче, пришил ей врач челюсть в военных условиях обратно. И та срослась! Если бы не срослась, кто бы всё это мне рассказал? Бабушка продолжала трудиться и встретила победу в своем городе.
И кто герой этой истории? Наверное, весь русский народ, который максали снаружи и изнутри, а тот не сдался никому.
Это настоящая история про героизм! – трясущимися руками пробормотал пораженный Анхель. Воспоминания участника событий! Анхель был поражен. С его подачи мы решили не тупо пить за русский народ, а устроить минуту молчания в память о погибших. И только уже потом употребить. Однако нас не поддержала пьяная компания за соседним столиком, которой вздумалось впятером во весь голос ругать повара. Борис поднялся со стула и, пошатываясь, отправился на поиски приключений. Мы даже не успели поддержать поиски, когда Борис, что он там начал им высказывать, получил пустой тарелкой по голове.
На звук дребезг, в которые разбилась тарелка, из подсобки вышли двое охранников, которые сразу поняли, что произошло, и взяли Бориса за шкирку. Благо, компания за соседним столиком была несколько неадекватнее нашей, что позволило мне и друзьям прояснить ситуацию. Шкирка Бориса была отпущена на свободу, а разбитое блюдо осталось в доброй памяти упоминанием в счете за ужин дебоширов.
Некоторое время мы все молчали, покуда не улеглось всё, что могло: съеденное и выпитое, тревога, пыль на грязном полу, происшедшее в памяти. И тут слово взял Макс.
Вероятно, страх за лицо друга привел Макса в чувство.
Вот то-то и оно, - пробормотал он.
Вот то-то и оно, - продолжал он. – Вы заметили, что нужно было этим типам? Показать себя, выпендриться. Пьяные свиньи. Скоты. А мы что, лучше их?
Анхель, который единственный из нас представил себе после этой фразы настоящих жирных розовых свиней, упившихся в бекон, возразил, что наше положение, по крайней мере, не столь удручающее. По крайней мере, фейс-контроль мы прошли гораздо лучше, чем они. При этом Борис, чей фейс-контроль был немного подпорчен ссадиной, умоляюще застонал. Мы же о нем совсем забыли! Когда охрана увела дебоширов, мы заняли свои места и притихли, глядя в свои целые, не битые тарелки.
Борис стоном потребовал водки, явно собираясь дезинфицировать ссадину изнутри. Прикрывать ее льдом он отказался. Крови вытекло немного. Принесли графин и закуску, которую мы заказали час назад. Странно, но именно сейчас она пришлась как нельзя кстати. Мы трое вопросительно поглядели на Макса, который, красный, развалился на своем стуле и бормотал что-то про скот и фальшивые ценности.
Макс твердил: всё неправильно, фальшиво и лицемерно. Вот, например, Борис, направившись на разборку с соседями и получив травму, стал теперь героем? Хотя бы в своих глазах? Да? Способны ли люди на проявление патриотизма сегодня? Не в стародавние времена, которые поросли мхом легенд и плесенью мифов, не во время угрозы существованию, а прямо сейчас? Во время нормальной, цивилизованной жизни? Тогда стать героем было легко. Ляг на снаряд, помри за родину или замочи всех – вот и всё! Тогда на звание героя-патриота мог рассчитывать и тот, кто победил, и тем более тот, кто, борясь, погиб. Сейчас, то есть во время противоположное войне, сказал Макс, по его мнению, героизм также изменил вектор. То есть всё наоборот, пояснил он. Какой героизм, когда военным достаточно нажать кнопку, и континент взлетит на воздух. Патриот тот, кто способен не воевать. Быть выше войны и рукоприкладства.
Мы снова выпили. Макса понесло.
Есть одна история, продолжил он, подтверждающая мои слова.
Представьте, скажем, современную российскую армию. Ту самую, где со скуки вешаются и стреляются, где жрут отбросы, потому что так велит устав, носят портянки, потому что нет нормальной обуви, где не занимаются обучением стрельбе, потому что нет на это денег. Где рядовые и офицеры проявляют патриотизм только в особо редких случаях – предпочитая порнуху с русскими красавицами. Да и то не всегда.
Представьте себе обычный - сказал Макс, - обычный ртутный зимний вечер в казарме после месяца снегоуборочных работ. Предположим, некий сержант избивает одного новобранца. Не то чтобы тот был виноват, скорее просто так, из интереса. Бьет по голове, по животу, шее и почкам, по ногам и яйцам. Когда солдат падает, сержант добивает его ногами, причем в сапогах.
Подонка судят. Наказание – выговор. А юноша, которого тот разве только не убил, два месяца лежит на больничной койке.
Далее. Подонок попадает в горячую точку, где в одиночку спасает шестерых бойцов во главе с лейтенантом, которые попали в засаду.
Далее, сказал Макс: за «проявленный героизм» подонок получает награду. Сам губернатор области жмет ему руку. Наконец: он имеет от государства трехкомнатную квартиру, где и проживает теперь довольный, с чувством выполненного долга, с молодой беременной женой и с блестящим будущим.
Все это Макс говорил спокойно, четко, как будто читал сводку в газете. Но сжатые кулаки его, лежащие на столе, дрожали.
А тот юноша, которого он избил, навсегда потерял способность иметь детей.
Так наш друг закончил свою историю.
Никто не знал, что сказать. Стало как будто даже тише. Правда, из служебного помещения доносились звон и шипение, а сзади тихонько мычали какую-то незнакомую мелодию. Макс смотрел на нас исподлобья. Было видно, он решился на вызов. Нам, обществу и общественным ценностям. Таким мы его еще никогда не видели. Тихий и неразговорчивый, Макс обычно напивался первым и вырубался, иногда приходилось возвращать его домой на руках. Он жил один и был нашим другом со школы. Между прочим, это Макс познакомил нас с Анхелем, своим коллегой по работе. Это было давно, задолго до того, как мы оказались в этом злополучном баре.
Теперь Макс ждал, пока кто-нибудь что-нибудь произнесет. Ему явно нужно было услышать мнения. Нужен был детонатор для решающего взрыва.
Борис решился. Вот и устроили минуту молчания, - пошутил он. Я сказал: да, случай удручающий. Я решил сказать общую фразу, чтобы логично и аккуратно завершить тему. Я сказал: да, наша армия сегодня наполнена такими вот сволочами и потенциальными уголовниками, которым только и надо подраться, потому что другим, интеллектуальным способом они проявить себя не способны. И это беда. Хотя, будем честными, такие мордовороты были в почете еще в Библейские времена, вспомните Марка Крысобоя из римского легиона. Однако в цивилизованном мире такое недопустимо.
Анхель воскликнул: и этого гада еще наградили. За убийство!
Борис произнес: вы, конечно, правы. Но не стоит так сильно доверять газетным статьям. Вполне вероятно, факты преувеличены. Может, это вообще выдумка. И мы сейчас судим несуществующего подонка и жалеем выдуманного солдатика. Давайте лучше еще накатим. За Россию.
Детонатор сработал.
Это не выдумка и не газетная статья, - сказал Макс, тяжело дыша. Каждая следующая фраза давалась ему труднее и труднее. – Это правда. Этого… плохого человека… недавно показывали по телевидению. Он давал интервью.
Макс покраснел и сжался, на глаза его выкатились прозрачные бусинки.
А тот «солдатик», - выдавил Макс совсем тихо,- тот «солдатик» это… я.
Тут у меня прихватило внизу живота, согнуло и наклонило к столику. Я чувствовал, что остальные находятся примерно в таком же состоянии. Мы были озадачены и расстроены. Каждому хотелось провалиться. Макс сидел будто в отключке, смотря перед собой. Мы забыли, что он единственный среди нас служил. И единственный не был женат. Да и девушек никогда с ним рядом не было. Все это мы не учли. Про армию, что там видел, он никогда не говорил. Теперь мне почему-то стало стыдно. Вот я и сидел так – скрюченный, с чувством стыда и полным мочевым пузырем.
Ровно до тех пор, как мы, совсем скоро, не начали прощаться. Мы расплатились, сходили в уборную и разошлись по домам.
Каждый в свой дом. Макса провожал Анхель, и впереди у каждого была целая жизнь.
Клубная оценка: Нет оценки
Доминанта: Библиотека(Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
Супер.Солдатика жаль прямо , как не знаю, как Патрокла! Немного только перебор с алкоголическим героизмом, но, наверное, так и надо для прояснения сути повествования.
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
Это даже интересно, мне кажется, вот так вот сделать сам звук - звучным. Тут есть какая-то поэзия хмельного угара, я бы сказал. Смешались в кучу звуки,стуки..
__Что бы ей делать без рта?
Глуповато, конешно, но зато как живо. Если бы автор написал: как вот жить-то теперь ей безо рта фактически? Было бы скучно! А здесь как бы передается косвенным образом прямая речь, живая и непосердственная, разумеется - неправильная.
__За соседним столиком человека вырвало супом.
Я не редактор, я не обнаружил здесь никакого криминала. Конешно, изящнее было бы, если бы человека вырвало, не знаю, шампанским. НО - суровая правда жизни прежде всего!
__Однажды не пронесло.
Смешно, да:))
___И врач решился на чудо, каких в войну, наверное много.
Да, тут непонятно, врачей было много, чудес, решительств или чего? Но меня такая игривая кривость тоже как-то легко резанула, однако, что если это... что-то вроде несобственно-прямой речи? Вот автор и передает живой и непосредственный рассказ, как умеет, со всеми эллипсисами:) Все-таки надо исправить.
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
captain, а что такое дребезгВы знаете? звук, да не из той оперы. мне кажется, автор об этом не догадывается. тарелка может разбиться только вдребезги. чувствуете разницу? если человека тошнит супом или шампанским, значит, он инопланетянин или сильно заколдованный - подставляйте тарелку или, соответственно, бокал.)) человеки же обычно выдают рвотные массы или, на худой конец, желчь. ага. я тоже оценила приемчик: писать от первого лица очень удобно, можно все что угодно оправдать.
Я не буду сейчас искать примеры, но в реальности человека рвет отнюдь не рвотными массама или желчью (так никто никогда не скажет, кроме приехавших на вызов медиков, и те вряд ли будут столь деликатно выражаться:), а именно супом или картохой или что он там кушал бедолага. Супом вырвало - это смешно. Т.е. заказал человек суп, и сразу начал блевать, иными словами - накушалси. Тут все как раз понятно. Я думаю, Вы просто очень приличный человек и ни разу не присутствовали при подобных малоприятных живых картинах. Только мужчине подобные вещи могут показаться забавными.:)
Насчет дребезга... В словаре может быть оно и так, а в жизни, что Вы услышите, когда упала тарелка?:) Звон? И почему мы можем слышать дребезжанье и не можем слышать дребезг?
ДРЕБЕЗЖАТЬ ДРЕБЕЗЖАТЬ, дребезгнуть, издавать заморенный звон, глухо звенеть, верезжать. Дребезжит иногда надбитая посудина, неплотно вмазанная окончина и пр. Дребезжанье ср. длит. дребезг м. дребезга ж. об. звон, треск, звук, стук, верезг, брякотня. Дребезги м. мн. черепки, иверни, осколки. Чашка разбита вся в дребезги. И дребезгов не соберешь. Дребездень ж. дребезг, брякотня или дрожь со звоном. Дребездень, дребезгун м. -гунья, -гуш(х)а ж. плакса, крикса, воюкса; пискун, визгун, клянча, попрошайка. Дребездуха пск. понос. Дребезгливый, кто или что дребезжит. Дребезговатый, мелковатый, искрошившийся, что в мелких частях, верешках, крошках.
Не увлекайтесь словарями и нормами, нужно еще иметь и чувство языка.:)
Ну, а теперь я Вас добью, хоть и некрасиво так делать:
дребезг — а, м. разг.Звук разбиваемого стекла, прерывистый дрожащий звук металла и т. п. схватил стол за ножку и опрокинул его. -– Все фарфоровые и хрустальные украшения с дребезгом полетели на пол. Л. Толстой, Отрочество. С улицы доносится дребезг… (Малый академический словарь)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
ну, хорошо, словарями уели. а вот рвоту я Вам не отдам.) как по-Вашему, если человек 0,75 пивасика зажевал селедочкой под шубой, то его будет тошнить борщем, а если он тот же объем закусил морской капустой - то зелеными щами? или все-таки чем-то похожим? да,рвотные массы ближе по консистенции к супу, нежели к телячьей отбивной. и все-таки таковым не являются)).
Х, зато я теперь знаю такие нужные и важные слова как "дребездень" и "брякотня". смущает лишь вздувшаяся упаковка. как у таких словес со сроком годности? бутулизма боюсь
Ну, во-первых, очень легко понять, чем человечка вырвало, если он тем паче кушал на виду у всех, тут и наименее догадливые поймут, что там блещет в "рвотных массах" хвост селедки или кусок огурца. А вообще говоря, недаром говорят шутейно, что сейчас-то все увидят, что ты там ел на завтрак. Но в данном случае, просто имеет место шутка юмора: человека рвет тем, чем обычно отпаивают, рвет уже жидким, его душа вообще ничего уже не принимает. Может, он и суп заказал, чтобы отлегло, желудок утишить. Комичность ситуации еще и в том, что он бухой настолько, что еще что-то заказывает, хотя ему бы баиньки уже или в клозет. А Вы не уловили тонкости всей, всей задушевности происходящего, эх Вы, литератор!:) Рвотные массы... поглаживание прекрасной, округлой нижней конечности, соприкосновение ротовыми полостями:)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
levitatcia, в грамотно построенном стилистическом поле они могут дать какой-нибудь интересный эффект. уместно употребить - уже не выйдет, значит - можно встроить их в неожиданный семантический ряд, как-то по новому обыграть, хотя мне такая лексика чужда. все упирается в то самое чувство языка, признаков которого я здесь что-то не наблюдаю
Вы знаете, это действительно нужные слова, ибо живые. Толковый словарь Даля, например - вещь полезная, потому что дает представление о живом именно слове, о его истории, о его связи с жизнью других слов, а не только дает нормы, как прочие словари, скажем, Ожегова.
Ах, тов. Икс (опереточный какой-то персонаж:)! Дребезги - это черепки, осколки.. Отсюда - звук дребезг, и это абсолютно правильно с любой точки зрения и очень живо сказано. А Вы, прежде чем глумиться, Икс, постарайтесь осознать, что у любого слова есть история, значение и смысл. Ваши "вдребезги" как-то очень напоминают бессмысленные дрязги. Поэтому - увольте:) Знаю я Вас, надоедливый Вы человек.:)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
captain, если бы было написано что-то вроде "выблевал суп обратно в тарелку" - я бы прошла мимо. но казарменный юмор в сочетании со старушечьей лексикой мммм
мне нравится, как вы быстро меняете свое мнение. цитируя один словарь, доказывали, что дребезг - это осколки. цитируя другой (когда "добивали") - что это звук. теперь - снова осколки. о сколько нам открытий чудных готовит самооправданья зуд... помимо истории у каждого слова есть еще и употребительные нормы. и границы применимости. а время имеет свойство идти без остановок. и 19-ый век давно прошел
Мы в Петре так и говорим: вырвало супом:) Видимо, недалеко еще от питерских старушек ушли, и Слава Богу. Выблевал суп - это уже как-то совсем отвратно, а и к исторжениям человеческого организма надо бы относиться со всей возможной делкатностью и уважением. Закрываем тошнотную тему:)))
Насчет казарменного юмора - согласен. Два НО: речь идет о патриотизме, зачастую квасном,, посему казарменный юмор очень и очень уместен, я полагаю:) Второе: тогда и питейный юмор, например, Довлатова - под сугубым эстетическим запретом.:)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
Дребезги - это и звук и осколки, и перестаньте, Бога ради, городить огород на пустом месте.:) Разбить в дребезги - разбить на куски, на черепки и осколки. Звук дребезг - звук падающих черепков. 19 век прошел, а железные дороги остались:) Это я к тому, что этимология слова неизменна во все времена, другое дело, что некоторые особенно передовые люди о ней почему-то забывают. Да, и сбросим уже с корабля революции Пушкина, дорогой тов. Икс:)) Ужас, ужас, ужас!
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
Второе: тогда и питейный юмор, например, Довлатова - под сугубым эстетическим запретом.:)
ну да, ну да, такое адекватное сравнение
Анхель, который единственный из нас представил себе после этой фразы настоящих жирных розовых свиней, упившихся в бекон, возразил, что наше положение, по крайней мере, не столь удручающее ... Когда охрана увела дебоширов, мы заняли свои места и притихли, глядя в свои целые, не битые тарелки.
живой и разговорный язык такой живой и разговорный
какой Довлатов? какое чувство языка? меня вот этот кусок убил:
Принесли ее на руках в госпиталь к другим раненым. И врач решился на чудо, каких в войну, наверное, много. И из мертвых люди воскресают, а тут… Короче, пришил ей врач челюсть в военных условиях обратно. И та срослась! Если бы не срослась, кто бы всё это мне рассказал? Бабушка продолжала трудиться и встретила победу в своем городе.
принесли к другим раненным. они там друг друга пользовали? нет, оказывается были врачи. но им надо "решиться на чудо". я молчу про челюсть в военных условиях. и про то, как ей, сросшейся, наверное неудобно пользоваться. про воскрешение из мертвых. про заимствованное из букваря "продолжала трудиться" и "встретила победу". ага. а еще скажите, что так мальчики разговаривают. в подпитии.
"дребезги - это и звук и осколки". значит, звук дребезг - это звук осколков и звук звуков. стоит ли избегать двусмысленности? пожалуй, да вы знаете этимологию слова "рубль"? предполагаю, что вряд ли уместно писать в рассказе "разделал кошку на рубли топором", хотя этимология, конечно, поддерживает
Ну, да. Отстрелялся.:) Я и не говорю, что автору все удается. С другой стороны, можно тут подумать о вежливом эвфемизме, каковой возможен даже в суровой мужской компании, мгновенно солидаризующейся,коль скоро речь заходит о самом страшном из мужских бедствий, особенно если рассказчик говорит о себе самом, стыдливо эдак. Не мог же он о себе самом повествовать: и все, понимаете мужуки, остался парень без яиц. Все вполне правдоподобно.
Х, Вы руководитель какой-то творческой мастерской, насколько я знаю? Только могу пожалеть неограненные таланты, которые Вы шлифуете, больно Вы суровы и предвзяты. Какие-то будут у не то матрешки, не то яйца Фаберже кустарного производства сходить с Вашего зубодробительного конвейера:)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
Да, про кошку мне понравилось. Предлагаю оставить:) В Питере говорят "услышать дребезг", и тому подобное. Не звук звуков, а звук бьющегося стекла, очень коротко и подходяще сформулированный. Вы меня не перевирайте, некрасиво это.:) Как говорят в других губерниях нынче - я не знаю, не интересовался диалектами и проч.:)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
о, вы (за неимением ответа) начали говорить о моей персоне. классика
Да, про кошку мне понравилось. Предлагаю оставить:)
тогда все ясно с вашим чувством языка. уровни которого вы бодренько перебираете в поисках аргументации. то у вас этимология морской флот спасала, теперь - диалектные расхождения я отвечу попроще - никого не волнует, что можно услышать в Питере. писать надо грамотно, писать надо хорошо. расхваливать средненький рассказик - моветон. остальное - лирика
Я же не знаю, в каких сферах Вы вращаетесь (боюсь переврать Ваш ник, простите). Но для Вашего успокоения скажу: в кабаках так говорят манагеры, когда уже все выпито и съедено:)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
Х, а я смотрю парень Вы шалый!:) Я же привел Выше выдержки из статьи, узаконивающего нормы русского литературного языка Малого академического словаря. Вы посмотрите Выше: дребезг — а, м. разг.Звук разбиваемого стекла, прерывистый дрожащий звук металла и т. п. схватил стол за ножку и опрокинул его. -– Все фарфоровые и хрустальные украшения с дребезгом полетели на пол. Л. Толстой, Отрочество. С улицы доносится дребезг… (Малый академический словарь)
То, что Толстой Вам не указ, это я уже понял. Но в словаре нет пометки устар., а есть пометка разг., посему - принимается. С нормами современного русского литературного языка спорить не станете, дражайший?:) А так, говорите хоть как на мстящийся Вам единственно правильным лад, только других не переучивайте, горе-учитель.
"Слышны были одновременно громкое чавканье, шум речей, песни, дребезг чаш и кампанских ваз, которые, падая, разбивались на тысячи кусков, или чистый звон больших серебряных блюд." Г. Флобер в переводе Н.Минского
"Магнуст на том конце провода от удовольствия, видно, башкой замотал - мне послышался дребезг его цепочек, звонил и бряцалец: - Не сомневаюсь, что вы в своей Конторе широко попользовались этой заповедью!" Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер. "Евангелие от палача"
ДРЕБЕЗГ, Громкое дребезжание, звяканье. Разбиться с дребезгом. * В мелкие дребезги (разг.) - вдребезги (в 1 знач.), на мелкие кусочки (о чем-н. разбившемся)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
нет, вы меня начинаете забавлять во всех трех приведенных вами литературных примерах "дребезг" - звук а теперь посмотрите на пример из вышерасположенного текста. и подставьте значение. в отзыве № 6 я уже это делал. что, туго с логикой?
С чем у меня еще туго?:) А теперь пойдем с Вами чуть дальше. У автора слышен звук того, что производит дребезг, он слышит звук того, как падают дребезги, т.е. осколки, он бы мог ответственно написать: слышен был звук бьющегося стекла, слышен был звук падения разлетевшихся осколков.. и т.п. Но как настоящий литератор он существенным образом сократил образ до: услышал звук дребезг (разбивающихся об пол осколков стекла). Мало того, что это коротко и хорошо, это еще и художественно выразительно, на фоне ведущихся дебатов о патриотизме с замусоленными историческими примерами, после чего в разговор просто врывается - почти сразу после разлетающихся на куски сусальных сусаниных - простая и очень печальная история о благополучном русском патриоте, который изувечил мальчика. Писатель должен работать с живым языком, что автор и делает. Я даже больше скажу - тут, в дребезгах, самое живое и настоящее место в рассказе, каковой в целом вполне хрестоматиен.:) Да, и еще не могу удержаться и не добавить, что моветон - навязывать свое мнение об уровне "рассказика". Это строго Ваше личное мнение. Мое - рассказ сделан весьма качественно, в нет нет ничего лишнего, леса убраны, приемы хорошо отработаны и скрыты. Даже такой въедливый читатель , как Вы, - не смогли их заметить и приняли за некую неумелость или неправильность.:) Кроме того, когда Вы, простите, уверенно балансируете на грани хамства, упоминание о дурном тоне или дурновкусии выглядит, как транспорант: МИРУ - МИР на фасадах советской империи.:) В рассказе я нахожу один утомительный недостаток - преизбыток подростковой алкоголической восторженности, тут бы подсократить, подрезать крылья петушку и будет - АРЁЛЬ:)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
За соседним столиком человека вырвало супом. Когда Анхель закончил, мы ему похлопали.
Экспресс-картинка: Анхель говорит так зажигательно, что его восторженным слушателям не до блюющего человека рядом... но когда речь заканчивается, то можно и похлопать соседу, устроившему такое красочное обонялище! :)
Любить людей трудно, а не любить - страшно (с) Flame.
Кицунэ Ли, а мне показалось, что хлопали Анхелю. когда он, наконец, закончил. человек с супом как реакция аудитории на зажигательную речь.) красочное обонялище))) суупер!
А вот не думаю, что это очень страшно для группы пьяных молодых людей, когда кого-то рядом стошнило или кому-то дали в лицо. Только дополнительное развлечение. Кому хлопали - соглашусь - загадка, но такова, может быть, воля автора. Им все равно кому или чему хлопать, что рассказывать, здесь работает логика дружеских попоек, можно косвенно похлопать и проблевавшемуся бедолаге или прибравшему за ним официанту. Главное, чтобы было - весело.
"За соседним столиком человека вырвало супом. Когда Анхель закончил, мы ему похлопали".
Такое сближение речей парадных Анхеля, окружающей обстановки и аплодисментов в конце сценки может свидетельствовать только о позиции автора: многие понятия, в том числе и патриотизма настолько скомпрометированы в нашей стране, что годятся только на закуску в баре, их выблевывают, как хмельные речи, посему можно похлопать обоим "выступавшим". Думаю, это юмор.
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
captain, ежели Вам показалось, что я автора поругала, так это у Вас ошибочное случилось впечатление. Я его вовсе даже похвалила! Потому что как раз отлично представляю себе такой расклад ситуации :)
Любить людей трудно, а не любить - страшно (с) Flame.
какая длинная и красивая речь жаль в ней много воды я что-то навязываю? хо-хо. гораздо проще заподозрить в этом того, кто под данным рассказом "рецензирует рецензии" и обсудил уже мнение каждого, кто так или иначе под ним высказался, не правда ли, Эрик? мне так же понравился критерий "настоящего литератора" и "хрестоматийности":
Но как настоящий литератор он существенным образом сократил образ до: услышал звук дребезг (разбивающихся об пол осколков стекла)
а можно я пойду по этой схеме дальше и сокращу до "услышал дребезг"? flawless victory?
Да, сложная это вещь, патриотизм, герои. Не знаю, намеренно ли у автора так? - но и в самом деле, чем оно дальше в истории, тем как-то проще. Наверняка ведь тот же Сид Компеадор столько народу невинного перекалечил, да кто теперь это помнит? - легенда, рыцарь без страха и упрёка. Интересно, какие легенды будут о наших сидах рассказывать лет так через... Но финал всё же вполне оптимистичный:
Макса провожал Анхель, и впереди у каждого была целая жизнь
Дорогие друзья! Прочитал вашу дискуссию и чуть с стула не упал со смеху. Вот что я хочу сказать. 1. Ни один оборот, ни одна фраза в тексте этого рассказа не является случайной. Над каждой фразой я задумывался. Каждую могу объяснить с точки зрения ее необходимости в данном месте. 2. Идея рассказа - комедийно-фельетонная завязка, на фоне которой трагическая кульминация выглядит наиболее сильно. Намеренно выбран разговорный язык, бар и т. п. 3. Две последние истории обе не являются выдумкой. Каждую мои критики истолковали не совсем верно. Челюсть действительно пришили, только не в Ленинграде и не женщине, и срослась она, это правда. Но с чего вы поняли, что она срослась с другой челюстью? Кто вам такое сказал? Она срослась с тем местом, откуда была оторвана. Теперь про солдатика. Кто вам сказал, что парню яйца снесли? Нет, такого я не писал. Яиц он не лишился, просто сильно получил. Можно потерять способность иметь детей по-другому! 4. Теперь о том, что вызвало наибольший спор. Люди даже полезли в словари. На звук дребезг, в которые разбилась тарелка... Господа! Есть выражение "разбилась вдребезги". Оно существует, потому что раньше действительно слово "дребезги" существовало отдельно. Но для понимания такого текста, согласитесь, играть в лингвистов не следует. Всё проще. Я разделил ВДРЕБЕЗГИ надвое, В ДРЕБЕЗГИ, и сделал вид, что так и надо. То есть включил В ДРЕБЕЗГИ в современный язык, применив к этому выражению все правила языка. Отсюда - на звук дребезг. Господа, это всего лишь игра слов! Не ссорьтесь! 5. Вырвало супом. Че-то вы близко к сердцу это восприняли. Неважно, чем человека вырвало. Я не задавался целью писать натуралистический рассказ. Суп - звучит лучше, чем блевотина, с эстетической и стилистической стороны. Поэтому я написал - супом. Тем более, супом иногда называют любую бурду, даже несъедобую. 6. Врач решился на чудо, каких в войну, наверное, много. Не понимаю, что вызвало критику. Причем тут врачи, решительства?.. Придаточное имеет прямую зависимость от слова "ЧУДО". Много чудес. 7. Однажды не пронесло. Людям, прочитавшим эту фразу в пошлой интерпретации, можно только посочувствовать. Тем более, что фраза является второй частью связки со словами "может, ... пронесёт", где уж точно варианты прочтения исключены.
8. Уважаемая levitatcia! Не знаю, кто Вы, мне это не особо интересно, но могу сказать: Ваше мнение чрезмерно предвзято. Я Вас чем-то задел? Кажется, Ваши произведения я не критиковал. Думаю, Вы пробежали по страничке взглядом, взяли 5-6 первых попавшихся фраз и принялись их разносить, не вникая ни в авторский замысел, ни в нюансы стиля. Если бы Вы читали внимательно, то всё бы встало на свои места. За качество своего рассказа, как и других своих работ, я несу полную ответственность. Поверьте, мои познания в лингвистике, стилистике, литературоведении и пр. довольно велики. Я не могу позволить себе писать и публиковать произведение, которое бы не "вылизал" от заглавия до последней точки. Я как автор могу признать свою ошибку, но в тех местах, которые приводите Вы, никаких ошибок нет. Всё зависит только от Вашего вкуса, образования и читательского опыта. 9. Эрик Картман, спасибо за понимание!
Поэт не тот, кто живёт поэзией, а тот, кто умирает ей.
Поверьте, мои познания в лингвистике, стилистике, литературоведении и пр. довольно велики.
- ставьте это в качестве эпиграфа перед каждым произведением.)) я - простой читатель. и мои познания, во всем выше перечисленном, оставляют желать.)) по этому объясните мне пожалуйста, - что значит "решиться на чудо"? решаются на поступок, не так ли? чудо же случается.)) - в чем разница между словами "срослась", "вросла" и "приросла", как Вы считаете?)) - Вам нравится словосочетание "звук крика"? или "звук воя", или "звук писка"?)) эти выражения можно считать игрой слов? с точки зрения лингвистики, стилистики и литературоведения? - "однажды не пронесло" - просто лишняя фраза. к тому же, она некрасивая и двусмысленная, как Вы сами (а вовсе не я!) изволили заметить.)) предвзятого отношения у меня нет. Вы думаете, если бы Вы нахваливали мои писульки, я бы читала Вас другими глазами? нездоровый подход, однако."Думаю, Вы пробежали по страничке взглядом, взяли 5-6 первых попавшихся фраз и принялись их разносить, не вникая ни в авторский замысел, ни в нюансы стиля. Если бы Вы читали внимательно, то всё бы встало на свои места" - это потому, что я начала отзыв со слов "навскидку"? объяснюсь: выразилась так потому, что вовсе не собиралась писать Вам рецензию, просто выделила фразы, которые, на мой взгляд, стоило бы поправить. что касается "авторского замысла" - соглашусь, гусарщина оставляет меня равнодушной. а моему " вкусу, образованию и читательскому опыту" не нравится еще и апломб.)) всего Вам хорошего!
"А можно я пойду по этой схеме дальше и сокращу до "услышал дребезг"? flawless victory?"
Умный спросил глупого: "Когда вы скажете что-нибудь умное?" - Тотчас после Вашей первой глупости", - отвечает глупый. - "Ну в таком случае нам обоим придется ждать очень долго.", - продолжал умный." - "Не знаю, как Вы, а я уже своего дождался", - закончил глупый.:)
С полным основанием могу заметить: не за што, драгоценный автор Энди.
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
Простите меня, Х, но я решил, что так будет лучше для Вас. Передохните от борьбы с борьбой. А там, может быть, поговорим. Удачи.
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
Ну... не соглашусь.:) У Брэдбери есть рассказ замечательный о том, как парнишку изводил в детстве другой гнусный пацан. Кстати, не избивал, а только что - изводил, унижал и насмехался. И вот жертва выросла в счастливого отца семейства, но детские воспоминания покоя ей не дают. Мужик кладет в карман пистолет, целуют жену и ребенка и едет в другой городишко, в маленький город своего детства - мстить обидчику. Поднимается на порог дома последнего, звонит, нащупывает в кармане рэвольвэр. Дверь открывает какой-то совершенно обыкновенный человек, несколько даже опустившийся, спрашивает: чего нужно? Мститель говорит , что ошибся адресом и уезжает. Можно бы подумать, что он простил мерзавца. Ан нет, он мысленно его пристрелил, пока ехал. А вообще говоря, зло должно быть наказано. Мне отмщение и Аз воздам, - говорит Господь. Обстоятельствами ничего нельзя оправдать. На момент встречи жертвы с палачом, грубо говоря, обстоятельства у них одинаковые.:)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
Ответ X. Разговорный язык в литературном произведении - всегда стилизация. Для того, чтобы написать качественный текст такого плана, да, нужны знания хотя бы стилистики. Чтобы "обвинить человека в предвзятости" нужны, на мой взгляд, веские доводы. Которые приводятся ниже.
Ответ для lеvitacia "Решился на чудо" - такое же правомерное высказывание, как и "на поступок", так как последнее - не идиома (то есть не фраза, смысл которой остается в силе только при сохранении всех его компонентов). Про "дребезги" я уже объяснял. Это не тавтология, потому что "дребезги" - это архаизм, применение таких слов в тексте нельзя объяснить той логикой, которой пользуетесь вы. Употребление архаизмов возможно - для придания эффекта старины (согласитесь, это не тот случай); - для придания стилистической окраски (в которую входит игра слов). Вы же упорно рассматриваете слово "дребезги" с точки зрения его значения. Это неправильно. Извините, что так нудно объясняю. Но Вы сами посвятили этому не один отзыв. "Однажды не пронесло". Нормальная фраза, вставленная как окончание связки к "может, пронесет". Двусмысленность прочтения я могу объяснить только глупостью читателя, к тому же слово "пронесло" в его грубом (вернее, эвфемистическом) значении, на мой взгляд, давно вышло из употребления. Интересно, как сочетается в одном рассказе "гусарщина" и "старушачья лексика"? Думаю, Вам виднее. А так называемый апломб объясняется очень просто: автор пишет свой текст не для того, чтобы читатели ругались, что он не в том месте поставил запятую. Вы же бросились копаться в формальностях, тогда как к сути рассказа даже не приблизились, судя по Вашим же отзывам.
Ответ всем. Задолбали критиковать формальности. Говорю вам: то, что я написал - качественный текст с точки зрения формы. Возможно, кого-то что-то не устраивает, дело не в этом. Я ждал отзывов по поводу идеи рассказа, про то, как вы поняли, ЧТО я хотел сказать, а не КАК я сказал!!!!
Поэт не тот, кто живёт поэзией, а тот, кто умирает ей.
по поводу идеи рассказа? ))) гусарщина, действительно, никак не сочетается со старушечьей лексикой. ни с дребезгом. ни с уборной. никак. я ответила? "- для придания стилистической окраски (в которую входит игра слов)" - это про "обливаться" и "обблеваться"?)) как-то других примеров не заметила. о двусмысленности прочтения "пронесло", (напомню в третий уже раз!) говорили Вы. и наверное Вы правы: половина читателей, не обязательно глупых, осклабятся, приободренные портяночным юмором произведения. за "игру слов" сойдет для тех, кто сумел оценить "дребезг" и "обблеваться". повторяю, я не критик, а простой читатель. можете удалить мои отзывы и наслаждаться иллюзией "довольно великих познаний". если честно, жаль потраченного времени. ни чтение, ни переписка удовольствия не принесли. можно я пойду уже? впредь обещаю не беспокоить.
Да, Энди.. порубали Вы шашкой и друзей и недругов!:) Ничего , это в запале бывает. Вы зря осердились, тут два человека было, как минимум, которые вроде как поняли Ваш рассказ, неплохо, споро написанный, но не настолько значительный. чтобы так его защищать до последней капли читательской крови:) Тут был человек (не знаю, куда он делся) - Джоник (Евгений), он писал хорошие рассказы. Но Вы бы видели, как достойно он реагировал даже на самую глупую критику. Я был покорен его выдержкой, его снисхождением к слабостям других людей. Было в нем что-то искренне писательское.
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
Эрику Картману. Люблю поспорить, признаю. Не люблю глупую критику - тоже. Простите, что попали под горячую шашку. "Задолбали критиковать формальности" - это, наверное, даже не про данный рассказ, а про здешнюю публику в целом. К Вам это, впрочем, не относится. Не хочу рекламировать, но у меня есть рассказ, "Трансформации", который как раз об этом. О рождении произведения и о реакции на него. Он здесь опубликован, он небольшой, так что если интересно...
Максимовичу. К Вам это, ясное дело, тоже не относится. Извините. Ваш отзыв был для меня поддержкой. Заходите еще.
Марии Гринберг. Чем дальше в истории, тем проще? Не думаю. Просто чем дальше - тем меньше мы знаем, и поэтому упрощаем, схематизируем. А насчет детей вот что. У меня сын растет, и я, со своего отцовского трона, не представляю себе, что бы делал на месте Макса. Конечно, есть усыновление и т. д. Но Вы же понимаете...
Левитации. Помнится, я раскритиковал одного неплохого автора за его стих. Возможно, неправильно. Он тогда тоже резко отреагировал, и я пообещал что-то вроде "уйти и больше не беспокоить". Но потом все равно заглянул туда ради интереса. Думаю, Вы сделаете так же. Я бы мог с Вами еще поспорить, но не буду, устал. Тем более что Вы перешли от некого подобия критики к совсем уже непорядочному поливанию грязью. Очень жаль.
1. Для очистки совести посчитал, сколько раз в тексте употребляется игра слов, оказалось больше десяти. Среди них "опрокинет семь рюмок - опрокинул на стол", "он ушел от нас", со словом "улеглось", про шкирку и др. А вот "обблевался" - это не игра слов, как считают некоторые, а каламбур, попрошу не путать.
2. Кого-то смутила "шаблонная" речь героя-рассказчика в конце его истории. В такой речи нет ничего удивительного. История эта полна уважения к родному человеку, к тому же такая формулировка ("встретила победу в родном городе") действительно была в широком употреблении. Рассказчик в поисках подходящего финала своей истории сделал понятный выбор. (Наверное, кто-то ждал такой концовки: "а калоша эта старая продолжала тусить в том же болоте до конца мясни".)
3. Опять же для очистки совести посмотрел значения слов "приросла" и "срослась". Ни Ожегов, ни Даль принципиальной разницы не замечают. Более того, если говорить о челюсти как о едином органе, то употребление "срослась" предпочтительнее.
4. Недалекого читателя мог смутить своеобразный юмор, присутствующий в рассказе. Объясняю для особо одаренных: такой стиль повествования - не самоцель рассказа, а средство, при помощи которого достигается особый контраст между комической и трагической частями.
Поэт не тот, кто живёт поэзией, а тот, кто умирает ей.
levitatcia, captain, Х, кстати, о дребезгах. Изначально это слово в означало не звук, а ОСКОЛКИ.(Где-то в "Слове о словах" Успенского есть это объяснение.) Отсюда и выражение - разбить В(!)дребезги