Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Счастлив ты, Апеллес, что устремился к философии, чистый от всякого образования.
Эпикур
Ольга де Бенуа   / Чердак
Профессионализм и Дилетантство
Однажды один профессиональный фотограф сказал мне.
Знаешь, в чем разница между тобой (читаем между строк - дилетантом) и мной (профессионалом)?
Конечно, я знала разницу. Но сказала – а как иначе отвечать на подобные вопросы? – и в чем же?
В том, - ответил мне мужчина, - что профессиональный фотограф сделает 100 снимков, и 99 процентов этих снимков получатся совершенными.
Я в тот момент (да и сейчас тоже) понимала под совершенством что-то крайне редкое, недостижимое. Впрочем, эту мысль в моем повествовании можно опустить.
А у дилетанта из 100 снимков хорошим получится всего один, - сказал мне мужчина. – Да и тот совершенно случайно.
Я так и не рассказала тогда фотографу (да и о чем с ним было говорить, ведь мы были в совершенно разных весовых категориях), что когда-то в детстве меня учили играть в шахматы…

Перевернем все с ног на голову, отменим то, чего не было, добавим несколько несуществующих элементов и нарисуем следующее.

Мне надо было ответить ему так:

Знаете, ваша мысль и вправду очень интересна. Более того, она тянет на всеобъемлющее философское объяснение, в чем разница, к примеру, между графоманом и профессиональным журналистом. И, быть может, ваша теория объясняет также, почему графоман и профессиональный журналист так редко становятся хорошими писателями. Простите, но я почти всегда мыслю в категориях литературы. Привычка, понимаете ли…

Ваша мысль кажется мне и вправду очень важной. Мне тут вспомнилось кое-что. У вас есть время, чтобы послушать одну историю из моего детства?

Когда-то меня учили играть в шахматы. Мне показали, как ходят фигурки, и что такое рокировка, вскользь упомянули сицилианскую защиту и почему королеву называют ферзем, а не дамой. Я играю в шахматы с шести лет.

И что же? – сказал бы фотограф насмешливо.

Я никогда не пыталась играть в шахматы хорошо. Да у меня бы и не получилось по одной простой причине – я крайне рассеянна, да еще и не азартна. Мне нравится сам процесс игры в шахматы, а выигрыш безразличен.

При чем тут фотография? – сказал бы фотограф нетерпеливо.

С самого детства я играла в шахматы со своим дядей. Он играл в них, как бог. Выиграть у него было невозможно. Более того, он никогда не делал скиду на мою неопытность или юность. Он говорил, что поддаваться - неправильный метод воспитания ребенка.

Это все, конечно, очень интересно, - сказал бы мне фотограф, нервно поглядывая на часы.

Однажды мой дядя сказал мне:

Ты все время проигрываешь мне, но никогда не плачешь и продолжаешь играть. Это доказывает, что ты – сильный человек и далеко пойдешь. Потому я открою тебе одну тайну. Можешь думать, что это – легенда, а можешь верить, что так все и было на самом деле.

Однажды один великий русский шахматист проиграл в шахматы маленькому индийскому мальчику. Знаешь, почему?

Мальчик был гений? – спросила я.

Нет. Мальчик почти не умел играть в шахматы. – «Как же он выиграл?» - подумала я. – И как же он выиграл? - спросил дядя, выдержал эффектную паузу и сам же ответил:

Мальчик делал беспорядочные ходы.

Я бы рассказала эту историю тому фотографу, но он, к сожалению, слишком торопился, и наш диалог, который мог бы войти в историю наших с ним взаимотношений, так и не состоялся. Иначе бы я рассказала также и о том, как в возрасте девяти лет после многих бесплодных партий, в которых моему самолюбию и уверенности в собственных силах раз за разом наносились удары, выиграла однажды у дяди, и он поднялся из-за доски и пожал мне руку. И как я была горда тогда.

С тех пор я выиграла у него еще несколько раз.

Я бы рассказала, наверное, этому фотографу-профессионалу и о том, что мой дядя был самым жестоким человеком, которого я когда-либо знала, но именно он научил меня понимать одну простую мысль, в которую я верю даже спустя столько лет – смотреть на мир полезнее, чем читать о том, как другие смотрели на него, но это не значит, что нужно отказываться от чтения.

Я бы сказала этому фотографу, что одна гениальная фотография, сделанная случайным человеком, не умеющим даже настраивать выдержку, в случайной точке земного шара, равна сотне хороших фотографий, сделанных наметанным, а потому замутненным взглядом, в нужное время и в нужном месте.

Впрочем, я ничего не сказала ему, да и вообще, я сегодня как будто бы даже не говорю о себе?

Был в моей жизни еще один фотограф. Его звали Валерий Александрович. Он учил меня фотографировать. Он был ( и остается) одним из замечательнейших старших товарищей в моей жизни. Возраст никогда не был для меня аргументом в споре или попытке научить меня уму-разуму. Более того, я считаю, что категория возраста бессмысленна по своей сути, а порой и вредна для взаимопонимания между людьми. Но это был не тот случай.

За время нашего знакомства Фотограф сделал мне всего два замечания.

- Зачем ты обрезала ему голову? – сказал он как-то, когда мы с подругой пришли к нему домой показать отснятые работы и выпить чаю с шоколадкой.
- Она не полностью влезла в кадр, - ответила я.
- А ноги? Зачем ты обрезала ноги?
- Они портили общую картину… Вы же сами сказали, что основная задача фотографа – отсекать все то, что не должно быть на фотографии?

Второе замечание Валерий Александрович сделал мне около двух лет назад, когда мы случайно столкнулись в университете. Я бежала по своим делам, а он по своим. мы очень давно не виделись.

Он остановился и начал что-то говорить мне, расспрашивать о моей жизни, рассказывать о какой-то фото-выставке.

У меня тогда был проколот язык - в него была вставлена огромная штанга. Десять уколов обезболивающего и иголка – и вот уже около недели я картавила и шепелявила.

Впрочем, моему французскому это тогда не мешало. Скорее, наоборот. А вот целоваться с серьгой в языке было странно и больно.

И тут Валерий Александрович сделал мне второе важное замечание. Он воскликнул: «А это что еще за глупости! Вытащи изо рта эту дрянь!»
Май 2009
Париж
©  Ольга де Бенуа
Объём: 0.144 а.л.    Опубликовано: 04 05 2009    Рейтинг: 10.15    Просмотров: 1647    Голосов: 4    Раздел: Не определён
  Цикл:
Чердак
 
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
Добавить отзыв
levitatcia04-05-2009 07:30 №1
levitatcia
Автор
Группа: Passive
ой! я Курт, я Воннегут(с)))
голос за удовольствие
screamer04-05-2009 08:08 №2
screamer
Автор
Группа: Passive
про ноги особенно, молодец, Оль.)
написано хорошо.
ну, а смысл вроде не нов.
Ольга де Бенуа04-05-2009 11:46 №3
Ольга де Бенуа
Автор
Группа: Passive
ой, и вправду, похож на Воннегута. сама не заметила))
а смысл - так дело не в этом. а - в том. по идее, нет ничего нового под солнцем.
"Где бы мне найти забывшего о словах человека, чтобы с ним поговорить?"
levitatcia04-05-2009 17:06 №4
levitatcia
Автор
Группа: Passive
Ольга де Бенуа, охотно верю! после прочтения вторго-третьего романа думать начинаешь воннегутовскими петлями.
Ambidexter04-05-2009 18:10 №5
Ambidexter
Автор
Группа: User
Встречаются два человека. Первый плюет, плевок делает две петли в воздухе перед носом второго и аккуратно опускается на носок его ботинка. И представляется: такой-то такойтович такойтов, чемпион мира по фигурным плевкам! Второй смачно плюет тому в лицо и отвечает: Вася, дилетант!
Тоже отметился. Но почему же все на примере фотографов, за сословие обидно!

Сообщение правил Ambidexter, 04-05-2009 18:13
Читай только то, что подчеркнуто красным карандашом. У нас мало времени. © Тарковский, "Зеркало"
Ольга де Бенуа04-05-2009 18:24 №6
Ольга де Бенуа
Автор
Группа: Passive
levitatcia
Честно говоря, я у Воннегута читала всего один роман - "Колыбель для кошки") Все хочу исправиться, но времени не хватает.)))

Ambidexter
Честно говоря, я в последнее время почти не пишу и все больше фотографирую) Потому вспомнилось такое вот сравнение.
Спасибо за плевки.. Посмешили.
"Где бы мне найти забывшего о словах человека, чтобы с ним поговорить?"
Ольга де Бенуа04-05-2009 18:25 №7
Ольга де Бенуа
Автор
Группа: Passive
Честно говоря... Что это у меня с русским языком?)))
"Где бы мне найти забывшего о словах человека, чтобы с ним поговорить?"
Ambidexter04-05-2009 19:11 №8
Ambidexter
Автор
Группа: User
С которым, левым или правым?
Читай только то, что подчеркнуто красным карандашом. У нас мало времени. © Тарковский, "Зеркало"
Roni Fox04-05-2009 22:50 №9
Roni Fox
Автор
Группа: Passive
Честно говоря... Что это у меня с русским языком?)))

Наверное, в нем штанга)))
И правда, хорошо. Ну и что, что не ново)

Сообщение правил Roni Fox, 04-05-2009 22:51
Очень трудно чувствовать себя человеком, если ты черепаха. (с) grisha1974
Ольга де Бенуа04-05-2009 23:38 №10
Ольга де Бенуа
Автор
Группа: Passive
Ambidexter
Судя по ощущениям, у меня во рту языковая армия. Жужжит и жалит. =)

Roni Fox
От штанги давно избавилась, и слава аллахам)
"Где бы мне найти забывшего о словах человека, чтобы с ним поговорить?"
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 34 •