Настоящая работа представляет собой попытку разобраться в сущности Бытия, попытку оторваться от абстрактного представления о Бытие, как категории самодостаточной для определения всеобщей мировой связи. Философия диалектического материализма, в основе своей, является философией монизма, где первооснова всего Материя, как объективно-реальное Бытие. В определении категории - Материя утверждается, что «Материя охватывает бесконечное множество объектов и систем мира, является субстанциональной основой всевозможных свойств и форм движения». (БСЭ) Категория Бытие трактуется, как «…философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, Материю». (БСЭ) Также имеется категория Субстанции, обозначающая внутреннее единство многообразия всего сущего, через которое и посредством которого она существует. В качестве Субстанции может мыслиться, как Материя, так и Дух, или же оба в единстве - дуализм. С точки зрения материалистической философии Субстанцией является Материя. Анализируя данные положения современной философии, стоит попытаться определить конкретную сущность указанных категорий, сопоставив их. Фактически это о Мире, в котором мы существуем, и который существует, и будет существовать независимо от нас и нашего сознания, (этого спорного вопроса мы ещё коснёмся). И себя, и Мир вокруг нас мы определяем категорией - Бытие, основой которого является Материя. Материя, которая становится объективно реальным Бытием в процессе реализации в движении, взаимосвязях и взаимозависимостях её частей. Категория Субстанции в этом случае утверждает внутреннее единство многообразия частей. Остаётся без ответа один, но фундаментальный вопрос: Чем (кем) обусловлено движение, взаимосвязи, взаимозависимости частей? Идеалистические учения отвечают на этот вопрос, что Мир создан Богом (творцом). Недалеко от этого ушли и материалисты в своей схоластике. Ни то, ни другое нет смысла отрицать. Можно найти иной ответ, опираясь на реальную действительность. Материя, реализуя свои потребности, создаёт то, что, мы называем Бытием. И если говорить о Духе, то можно сказать, что Потребности Материи и есть Дух Материи, её душа, определяющая всё многообразие Мира, тот Дух, который бесконечно вызывает движение и формирование новых материальных систем. Отдавая дань почтения пифагорейцам, в качестве символа этого Духа можно считать число «Пи». Потребности, это недостаток в чём-либо необходимом для стабилизации состояния, формы и свойств (равновесия) материальной системы (МС). Современная философия диалектического материализма постоянно повторяет утверждение о взаимосвязях и взаимозависимостях всего сущего, но утверждает это как догму, не определяя причинности. Определить процесс развития Бытия, возможно единой закономерностью - взаимным удовлетворением Потребностей МС. Бытие есть Материя, реализующаяся в Потребностях. Это не противоречит, но подтверждается законами диалектики, включает их и позволяет осуществлять прямой исследовательский выход на системы материального мира: поле, элементарная частица, дерево, человек, общество, планета, галактика и пр. пр., с определением их потребностей, анализом и прогнозированием существования и развития. Сущность закона взаимного удовлетворения потребностей МС заключается в том, что всякая МС для сохранения состояния равновесия (вектор развития любой МС всегда направлен к равновесию собственного состояния) реализует свои потребности (выделение энергии). Если реализация этих потребностей не противоречит реализации потребностей сосуществующих МС, тогда данная МС стабилизирует своё состояние, то есть осуществляется взаимное удовлетворение потребностей. Удовлетворение потребностей одной МС осуществляется за счёт взаимосвязей и взаимозависимостей с другими МС. Но если в одном убывает, то в другом прибывает. Соответственно ни одна существующая МС не может достичь равновесия (символ Духа - число «Пи»). Иные МС так же удовлетворяют свои потребности за счёт данной МС. - Блуждающая энергия в Пространстве, соответственно любое поле является проявлением энергии МС в окружающем Пространстве. Интересным является подтверждение вывода Гераклита: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, всё рассеивается и собирается, приходит и уходит». Развивает и уточняет эту мысль ученик Гераклита, Кратил - мы не только не можем дважды искупаться в одной реке, но не можем и единожды. Здесь осмысление процесса Бытия, процесса реализации Потребностей Материи. Осмысление скорости происходящих взаимодействий. Практически стабильное состояние МС невозможно. Ни во вне, ни внутри, ни из вне. Мы есть, и нас уже нет. Исследуя последующий вывод Гераклита: «Война есть мать всего и повелительница всего». Борьба за удовлетворение Потребностей, как причина процесса Бытия. Процесс можно представить, как жизнь десятка свиней под девятью дубами, приносящими урожай желудей, и все они находятся в пределах одного замкнутого пространства, где урожая с одного дуба достаточно для пропитания одной свиньи. Процесс вполне можно представить, а более того, если процесс воспроизводства желудей и свиней представляет замкнутый и взаимосвязанный цикл. Течение процессов взаимодействия материальных систем будет зависеть от Потребностей (условно - пустоты внутри МС, которую необходимо заполнить) напрямую соответствующих энергии для их удовлетворения. Естественным становится понимание закономерностей - энергия прямо пропорциональна произведению массы на скорость. Но скорость взаимодействия МС с Пространством соответствует количеству и качеству её взаимодействий относительно общей МС, которой данная МС принадлежит. Интересным в контексте является вывод о сущности категории Время. Существует внутреннее Время МС относительно более общей МС, как соотношение конечного Пространства МС условно равного единице и конечного количества взаимодействий в пределах МС. А так, как любая МС конечна, то приведённое является существенным для всех МС. Время для Бытия не существенно. Время существенно, как период существования МС относительно более общей МС. Фактически волновые свойства присущи любой МС. Для Бытия (в Бытии) не существенно, в какой форме или виде существуют МС и реализуют свои потребности. Возвращаясь к дубам и свиньям, это могут быть черви и гниющие останки дубов и свиней, это могут быть люди и плодоносящие деревья. Существенно, что процесс продолжается,Мир Сущий проявляет себя, отражается в созданном им Разуме, или, как гласит общеизвестная мудрость - суета сует, всё суета. Закономерности определённые и определяемые в различных научных направлениях, фактически являются закономерностями процесса взаимного удовлетворения потребностей МС на разных уровнях. Этот процесс отражается в нашем сознании, как совокупность взаимодействующих и взаимозависимых МС. Материальная, значит, состоящая из Материи вещественной и невещественной. Система значит находящаяся в состоянии относительного равновесия в себе, вне себя и из вне, с начала её формирования и до разрушения, за счет удовлетворения собственных потребностей. Рассмотрим равновесие в себе: определённые потребности сосуществующих МС приводят к началу формирования МС (соединения элементарных частиц, физические, химические процессы, совокупление и пр.) составные части взаимно удовлетворяют друг другу в количестве и качестве взаимодействий. Во вне себя, МС проявляет свои потребности и оказывает влияние на сосуществующие МС через взаимосвязи, образуя новые и разрушая сложившиеся до её возникновения, предотвращает возникновение связей между иными МС, то есть существует. Со стороны сосуществующих МС производится то же, что и является для рассматриваемой МС воздействием из вне. С появлением Разума процесс существования МС, в пределах контролируемых Разумом, (которые естественно с его развитием расширяются) начинает подвергаться корректировке. Носитель Разума становится катализатором процесса Бытия. Потребности присущи любой МС. Камень обладает формой и оказывает сопротивление воздействию, т. е. удовлетворяет присущую ему потребность сохранения формы. Но существенным является пассивность камня. Живой организм активен в удовлетворении присущих ему потребностей и даже самый простейший из живых организмов имеет начала разума: отражает в себе посредством органов чувств окружающую действительность и откладывает в памяти наиболее благоприятную комбинацию полученных данных состояния окружающей среды для удовлетворения собственных потребностей. В процессе эволюции, наиболее развитые представители сообщества живых организмов приобрели способность абстрагироваться от реальной действительности и использовать знаковые системы для хранения и передачи информации последующим поколениям. Существование в сообществе себе подобных обеспечивает лучшие условия для выживания и возможность сохранения знаний для обеспечения выживания последующих поколений, но процесс внутри сообщества регламентируется на основе имеющихся знаний. На следующем этапе эволюции приступили к созданию МС, не присущих окружающей среде, но необходимых носителям разума для удовлетворения присущих им потребностей. Соответственно окружающая среда, в которой существуют носители разума, меняется. Процессы начинают приобретать объективно - субъективный характер, в пределах МС, а затем и в пределах общих МС. На этом уровне становится возможным говорить о Боге, который подарил жизнь и надзирает за процессом. В этом смысле человек, инициирующий или провоцирующий и контролирующий процесс мутации микроорганизмов, является по отношению к этим микроорганизмам, Богом. Человек, имеющий знания способные обеспечить выживание сообщества, приобретает в сообществе статус Бога. Такова история Сиддхартха Гаутамы, Иешоуа, Мохаммеда. Интересен в этом смысле мелкий чиновник Кун-цзы в Китае 6 века до н.э. Определённые этим человеком закономерности организации человеческого общества абсолютно фундаментальны, в своей общей форме и естественно используются, и будут использоваться в организации общества разумных существ, пока таковое существует. Наличие единого философского закона, которому подчинен весь мир, и всё сущее осмыслил ещё на рубеже 4-3 веков до н. э. Лао-цзы, автор «Книги о дао и дэ». («Дао» - закон.) |