- А ещё смертную казнь отменили! – возмущалась одна моя знакомая – Да их четвертовать надо или на медленном огне поджаривать! - И далее: - Куда только Бог смотрит?.. Понять женщину можно. Она негодовала по поводу показанного по телевидению сюжета об одном деревенском алкоголике, который спалил дом священника со всей его семьёй.
И здесь мы подошли к извечной проблеме христианства: о соотношении закона (справедливости) и благодати (любви). Особенно актуальной на сегодняшний день - в свете ведущейся ныне в обществе дискуссии о целесообразности применения к некоторым преступникам смертной казни. В этой связи сразу отмечу одну из главных истин христианства: неприемлемо рассматривать какой-либо вопрос только с точки зрения земной, временной, жизни. Для человека не имеет НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, сколько лет он на Земле проживёт. Главное – КАК он их проживёт, с какой ЦЕЛЬЮ. Которая и будет определять его судьбу в Вечности. В этом смысле очень поучительна история о святом Варлааме Хутынском, который был прозорливым (или, как сказали бы сейчас в миру, “ясновидящим”) старцем, игуменом одного из монастырей. Однажды он с монастырской братией проходил по городской улице и вдруг увидел, как к мосту толпа людей тащит человека - судя по их выкрикам, с целью утопить его в реке. Святой Варлаам подошёл к людям, поговорил с ними; и те отпустили несчастного со старцем… Через какое-то время произошла подобная история: люди вели к мосту уже другого человека. Однако на этот раз Варлаам Хутынский прошёл мимо, и бедолагу бросили в реку… А спустя несколько лет, когда святой Варлаам лежал уже на смертном одре, монахи пришли к нему, напомнили ему о тех двух случаях и попросили старца объяснить их. Варлаам Хутынский ответил (напомню, он был прозорлив): “В первый раз к реке тащили вора, а во второй – оклеветанного напрасно человека”. И тут братия не на шутку перепугалась: “Отче, да ведь нужно было поступить как раз наоборот: преступника наказать, а невиновного спасти!” (то есть поступить “по-справедливости” – В.К.). И тогда старец Варлаам пояснил: “Когда к мосту тащили вора, рядом с толпой людей я видел радующихся БЕСОВ, готовых в момент смерти этого несчастного завладеть его душой… И я уговорил этих людей отдать его мне на поруки. И теперь видите сами, что в монастыре он близок к покаянию и исправлению… А во второй раз, когда на расправу вели оклеветанного, я слышал, как он повторял про себя: “Господи, по грехам моим приемлю. Да будет воля Твоя…” И вдруг я совершенно отчётливо увидел, как парящий над ним ангел уже поднял над его головой ВЕНЕЦ БЕЗВИННОГО СТРАДАНИЯ, смывающий все грехи этого человека и открывающий ему путь в Небесную Обитель. Так что же, я должен был у него этот венец отнять?” То есть с позиции христианства прежде всего нужно стремиться помочь людям, ПОГИБАЮЩИМ ДУХОВНО, а не физически! Необходимо спасать человека не ради его земной жизни (ибо она рано или поздно ПРЕКРАТИТСЯ), а для ВЕЧНОСТИ! Согласно словам Спасителя (Мф. 9,12), блудник или пьяница нуждаются в БОЛЬШЕМ внимании, чем, например, прикованный к инвалидной каляске благочестивый христианин. Ибо для Бога первые ТЯЖКО БОЛЬНЫ; тогда как второй, несмотря на свой телесный недуг, ЗДОРОВ. Что же касается приведённого в начале статьи случая, то никто не спорит с тем, что людей нужно защищать от преступников; никто не сомневается в том, что убийц, насильников и грабителей необходимо изолировать от общества. На какой срок – вопрос отдельный. Но в течение которого с ними необходимо вести работу. Попытаться хоть как-то воздействовать на их погибающие души с тем, чтобы они осознали мерзость ими содеянного и раскаялись в преступлении. Задача эта настолько важна для Неба и угодна Богу, что, согласно словам апостола Иакова, “обративший грешника от ложного пути его СПАСЁТ ДУШУ ОТ СМЕРТИ И ПОКРОЕТ МНОЖЕСТВО ГРЕХОВ” (Иак. 5,20). Спасёт СВОЮ душу и покроет множество СВОИХ грехов. Хотя, конечно, не ради выгоды или личной славы христианин стремится “обратить грешника от ложного пути его”, но исключительно по любви к нему, из желания уберечь его от смерти ДУХОВНОЙ. В связи со сказанным выше встаёт вопрос: почему люди хотят пожить подольше и короткую жизнь воспринимают как величайшую трагедию? Я имел немало бесед на эту тему с людьми разных профессий и социального положения. И убедился в том, что подавляющее большинство из них ценность земной жизни видит в тех благах, которые она может дать. То есть в удовольствии от пищи, секса, игр, развлечений, застолий и вечеринок. И т.д. и т.п. И именно эти ценности, то есть “хлеб и зрелища” (а никак не чистоту своей души), люди панически боятся потерять. И хотят, чтобы они длились как можно ДОЛЬШЕ! Сравним подобное положение вещей со словами апостола Павла: “имею желание РАЗРЕШИТЬСЯ (то есть умереть – В.К.) и БЫТЬ С ХРИСТОМ” (Флп. 1,23). Сам Спаситель довольно серьёзно предупреждал людей: - Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо ВЗАЛЧЕТЕ! Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо…ВОЗРЫДАЕТЕ! (Лк. 6,25). Далее. Безусловно, самым страшным, отвратительным и именно “несправедливым” для многих из нас среди всего, что происходит на Земле (особенно для людей неверующих), являются страдания и скорби. И хотя об этих негативных явлениях Священное Писание предупреждает нас заранее (“мир лежит ВО ЗЛЕ ” (1 Ин. 5,19)); а христиане в мире будут “иметь СКОРБЬ” (Ин. 16,33)), большинство из нас воспринимают эти невзгоды как величайшую трагедию. Ибо смысла в них не видят никакого. А он, этот смысл, на самом деле есть и очень велик. Вспоминаю, как однажды я побывал на проводах в армию одного своего друга. В какой-то момент его мама подошла к нему, крепко обняла и плаксивым голосом сказала: - Будь моя воля, я вообще никуда бы тебя из дома не выпустила… На что отец парня резонно заметил: - Тогда из него вырос бы не мужчина, а немощной дебил… В духовном плане дело обстоит аналогичным образом. Цель сотворения человека заключается не в том, чтобы он сидел в мягком уютном кресле и, отхлёбывая из чашечки кофе, смотрел телевизор (такие ''существа'' не представляли бы для Неба абсолютно никакой ценности!), а в его духовно-нравственном развитии (''БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф. 5,.48)). И жизненные испытания (в частности, болезни) посылаются людям как раз для того, чтобы они не предавались весёлой и разгульной жизни, животным страстям и похоти (“Страдающий плотию ПЕРЕСТАЁТ ГРЕШИТЬ” (1 Пет. 4,1)); чтобы не были эгоистичны и себялюбивы, горды, надменны и равнодушны к страданиям окружающих (скажем, если у меня ни разу в жизни не болел зуб, я никогда НЕ ПОЙМУ, почему мой сосед держится за щёку); а в иных ситуациях – и с целью спасения души ближнего (например, когда родные и близкие, а порой и совершенно посторонние люди ухаживают за инвалидом, то приобретают БЕСЦЕННЫЕ КАЧЕСТВА ДУШИ!). Другое сравнение: когда ребёнок совершает поступок, который может иметь для него негативные последствия, и при этом не слушает слов отца, - тому не остаётся ничего иного, как взять в руки РЕМЕНЬ! И я знаю многих людей, которые, вспоминая своё детство, БЛАГОДАРИЛИ отца за подобное. Потому что, сами став взрослыми, они поняли его родительскую ЗАБОТУ о них. Обращаясь к людям, апостол Павел сказал в связи с этим слова, одни из важнейших для постижения христианской веры и мироустройства в целом: - Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с СЫНАМИ… Если же остаётесь без наказания… то вы НЕЗАКОННЫЕ ДЕТИ, а не сыны (Евр. 12,7-8). Человек, у которого всё в жизни идёт гладко и спокойно, согласно христианству, ОСТАВЛЕН БОГОМ! По свободному выбору того же человека (который может за богатство, власть, физическое здоровье и иные ценности этого мира продать свою душу дьяволу. И, получив долгожданные покой и безмятежность, прервать путь своего духовного роста). Но вернёмся к теме нашего отношения к преступникам. В обществе имеется своеобразное понятие – так называемое “справедливое возмездие”. Попробуем определить, в чём его суть. По мнению психологов, наказание преследует следующие цели: 1) дать обидчику ощутить страдания и скорби на самом себе, чтобы, поняв, что это такое, он проникся к обиженному им человеку сочувствием; 2) запугать окружающих, то есть чтобы другим “не повадно было” делать то же самое; 3) отомстить обидчику, рассуждая примерно так: “люди по твоей милости отстрадали, теперь точно так же помучайся и ты” (как крайний вариант: “лишил человека жизни – не имеешь права существовать и ты”). А теперь заметьте, что если с точки зрения земной “справедливости” все три причины АБСОЛЮТНО РАВНОПРАВНЫ между собой и для обуздания преступности в обществе имеют одинаковое право на существование (так оно на самом деле и есть), то в плане нравственном (Небесном) они расположены ПО УБЫВАЮЩЕЙ. Причём, в этом смысле они настолько между собой отличны, что от характера Божественного падают до чисто дьявольского. Так вот, когда мы требуем для преступника смертной казни, то, естественно, никакого его “перевоспитания” не желаем и его душевное состояние нам “до лампочки”. В этом случае нами движут мотивы устрашения окружающих или обычной мести. Мотивы, которые люди, в глубине души понимая их низменную сущность, упаковали в красивые обёртки под соответствующими названиями - “политическая (или общественная) целесообразность” и “справедливое возмездие”. Не понимая, что очень многим из нас придётся держать перед Богом невероятно серьёзный ответ за то, что казнённый преступник покинул этот мир с нераскаянной душой. Во всяком случае, за то, что не было сделано ни одной попытки как-то на него повлиять. И вот такое понятие “справедливого возмездия”, принятое людьми на уровне их личной и общественной жизни, закрепляется в различных философских и религиозных течениях. Известно, скажем, что вера в реинкарнацию (перевоплощение душ в других телах) предусматривает так называемый закон кармы. Который сводится к следующему: если человек творил зло в этой жизни, то в последующей он обязательно воплотится в тело калеки, нищего, бомжа и т.д. То есть он должен за свои грехи предыдущей жизни “отстрадать” в будущем. Причём, НЕЗАВИСИМО от того, осознал он перед “искуплением” низость своих поступков или нет, раскаялся в них или нет. Как писала Е.Рерих, сам Бог ни при каких обстоятельствах НЕ ВЛАСТЕН закон кармы отменить. Не хочется вдаваться в длительную дискуссию по поводу такого взгляда на мир и на нашего Творца; приведу лишь ряд примеров из Священного Писания, которые В КОРНЕ ПРОТИВОРЕЧАТ такой теории. Во-первых, по поводу высказывания Е.П. Блаватской замечу, что, согласно словам апостола Павла, “помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но ОТ БОГА МИЛУЮЩЕГО” (Рим. 9,16). И только от Него! Нравится нам сие или нет, но это непреложный факт, который констатирует Священное Писание. Поэтому не нужно так принижать нашего Небесного Отца, полагая, что Он является не законодателем, а пассивным наблюдателем или даже исполнителем некоего стоящего над Ним закона. Во-вторых, в Евангелии Господь, как бы предупреждая возникновение вышеназванных учений, НЕОДНОКРАТНО констатирует их ЛОЖНОСТЬ. Ещё можно понять людей, отрицающих слова апостола Павла, что “всё Писание БОГОДУХНОВЕННО” (2 Тим. 3,16); но высказывания представителей теософии о том, что Евангелие и послания апостолов не противоречат их вере и даже являются их частью, - вызывают по меньшей мере удивление. Итак, весьма поучительная для верящих в идею кармы и требующих “справедливости” притча о “блудном сыне” (Лк. 15,11-32). Где речь, как и во многих евангельских притчах, идёт о взаимоотношениях людей и Бога. В ней говорится, что “было у человека два сына”. И младший потребовал от отца причитающуюся ему часть имения. А затем, взяв свою долю, “пошёл в дальнюю сторону” и там своё богатство “расточил”… Когда же деньги у него закончились, “он начал нуждаться”. Устроился пастухом к одному из богачей и от голода “рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему…” Наконец, устав от мук и лишений, голодный и оборванный, он бредёт к дому своего отца, от которого когда-то ушёл. И когда тот к нему приблизился, несчастный сказал: “Отче! Я согрешил против Неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наёмников твоих.” То есть человек принёс Отцу ПОКАЯНИЕ. А что слышит в ответ? Повеление “отработать” свою “карму”? Отстрадать за непослушание (и, следовательно, греховную жизнь)? Побыть какое-то время у Отца “наёмником”? Отнюдь! Отец “ПАЛ ЕМУ НА ШЕЮ и ЦЕЛОВАЛ его”. А затем велел своим рабам “принести ЛУЧШУЮ ОДЕЖДУ и одеть сына”; заколоть “откормленного телёнка” и приготовить “ПИР”. Где же здесь мёртвый закон кармы, над которым не властен даже Небесный Отец? Где “обязательное искупление” греха? Куда подевалась “справедливость”, при которой, чтобы возвратиться в исходное состояние, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО отдать долг? А весь “секрет” в том, что она уничтожена ЛЮБОВЬЮ, опрокинута ПРОЩЕНИЕМ – теми Божественными категориями, теми нравственными ценностями, которые настолько ВЫШЕ “кармы” и “справедливости”, насколько Небо выше земли! Святые, коим были открыты тайны мироздания, утверждают, что изменение внутреннего состояния человека является ДОСТАТОЧНЫМ для его вхождения в Небесную Обитель; что если человек настолько осознал мерзость им содеянного, что больше никогда и ни при каких условиях ко греху не вернётся, - то никакой “отработки” своих прежних преступлений ему НЕ НУЖНО (в противном случае, как говорилось выше, это будет не воспитательным актом, а запугиванием окружающих или обычной местью. А эти нравственные категории в корне противоречат самой природе Бога). В подтверждение этого вспомним слова Христа, обращённые к покаявшемуся на кресте разбойнику: - Истинно говорю тебе: НЫНЕ же будешь со Мною в РАЮ (Лк. 23,43). Мало того, в Евангелии есть ещё одна притча – великая и изумительная по своему духовному смыслу для христиан и вызывающая непонимание и неприязнь у тех, кто христианство отвергает. Это притча “о людях одиннадцатого часа” (Мф. 20,1-16). Которая повествует о следующем. Был некий “хозяин дома”, который “вышел поутру нанять работников”; и, договорившись с ними об оплате “по динарию на день”, “послал их в виноградник свой”… Затем он так же нанял работников и “в три часа дня”… и “в шесть вечера”, – и всех за динарий. Наконец, “выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно” и нанял их до конца дня за ту же плату. А когда стал рассчитываться со всеми работниками, то те, кои трудились с утра до вечера, возмутились. Ведь они работали намного дольше других… а последние вообще почти весь день бездельничали и отработали всего один час! А в итоге все получили ПОРОВНУ! С человеческой точки зрения это не просто “несправедливость”, а сущая наглость, “самодурство” хозяина! Но ведь это притча, поведанная не кем-то, а Христом! Который говорил нам о спасении души! О категориях мира неземного! О том, что человеку греха не только абсолютно непонятно, но глубоко ЧУЖДО! А всё дело в том, что не может Небесный Отец любить одних своих детей меньше, чем других. Ибо Любовь – в её истинном смысле! - не имеет свойства между своими объектами ДЕЛИТЬСЯ НА ДОЛИ (это как магнит, который действует на все металлические предметы вокруг с ОДИНАКОВОЙ силой). Но именно Любовь, согласно Священному Писанию (1 Ин. 4,16), и есть СУЩНОСТЬ Бога. А никак не “справедливость”. Потому что если первая категория по своей сути нравственная (сердечная, чувственная), то вторая - чисто юридическая (означающая соответствие закону) и к Богу никакого отношения НЕ ИМЕЕТ (скажем, действия судьи, выносящего оправдательный приговор подсудимому, мотивированы именно “справедливостью” (“соответствию закону”), но никак не любовью (состраданием) к обвиняемому). Если бы для Бога “справедливость” была выше “Любви” (и, следовательно, “Прощения”), то “блудный сын”, чтобы вновь пользоваться имуществом отца, однозначно должен был бы свой долг ему отработать, а люди одиннадцатого часа получить плату, во много раз меньшую, чем у других работников. Однако это не так. В отличие от мира людей, где царствует закон “справедливого возмездия”, суть мира Божьего иная и выражена в золотых словах Священного Писания: “милость ПРЕВОЗНОСИТСЯ над судом” (Иак. 2,13). Однако ценность упомянутых притч состоит не только в этом. Христос в них поведал нам, людям, о страшном недуге, поразившем наши души. Недуге, который как раз и породил такое уродливое понятие, как “справедливое возмездие”. Давайте снова возвратимся к этим евангельским историям и проследим их концовки. Итак, в притче о “людях одиннадцатого часа” наёмники, продолжительность рабочего дня которых была разной, получили одинаковую плату за свой труд. И когда трудившиеся дольше других “стали роптать на хозяина”, тот одному из них ответил: - Разве я не властен в своём делать, ЧТО ХОЧУ? Тем самым Христос давал нам понять, что желание Творца стоит ВЫШЕ закона (в частности, кармы) и Бог может его Своей волей ОТМЕНИТЬ (но отменяется он не из-за немотивированного своеволия Творца, а по Его Любви (Милости, Прощению) к нам). Однако эти слова – далеко не главные. Гораздо важнее для нас то, что было сказано дальше: - Или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Вот она – основная причина того, что мы называем “справедливым негодованием”. Это - одна из самых мерзких и отвратительных нравственных категорий – ЗАВИСТЬ (категория эта именно нравственная (Небесная), а не юридическая (человеческая). За которую у людей в уголовном порядке не наказывают, но которая на Небе является однозначно ПРЕСТУПНОЙ!). Давно замечено, что пока люди живут примерно с одинаковым уровнем достатка, все они добрые и отзывчивые. Однако стоит кому-то заиметь больше, чем у других, в душах тех, кто недополучил, начинает “закипать”. “Как? Почему? А на каком основании я не достоин ТОГО ЖЕ?!”. Но и это полбеды. Если вдруг выясняется, что обделённые этого заиметь не смогут никогда, они тут же начинают ратовать за то, чтобы лишнего куска не было НИ У КОГО ВООБЩЕ! Вот истинная суть большинства так называемых “борцов за справедливость” (о которой они сами могут даже не подозревать!). Не в самой “справедливости” дело, а в том, что им НЕ ДОСТАЛОСЬ того, что появилось у других. Причём, СОВЕРШЕННО НЕВАЖНО, честным путём это людьми было получено или нет (ибо это, согласно христианству (Рим. 12,19), дело БОЖИЕ, а никак НЕ НАШЕ). В притче “о блудном сыне”, после того, как отец простил его, перед нами предстаёт старший сын отца, брат “блудного” сына. Вернувшись с поля, где он работал, и увидев пир, который его родитель устроил в честь возвратившегося младшего сына, он…“ОСЕРДИЛСЯ И НЕ ХОТЕЛ ВОЙТИ”. А после того, как отец сам вышел к нему и позвал на пир, старший сын ответил: - Я СТОЛЬКО ЛЕТ служу тебе и НИКОГДА НЕ ПРЕСТУПАЛ ПРИКАЗАНИЯ ТВОЕГО; но ты не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями!.. С человеческой точки зрения это настолько СПРАВЕДЛИВЫЙ упрёк, что дух захватывает от негодования на отца-“деспота”. В пору подать на него в суд за откровенно грабительское отношение к старшему сыну (многие из нынешних приверженцев “либерализма” и “прав человека” на месте старшего сына так бы и поступили!). А теперь – внимание. Что отвечает отец? А отец (под которым, конечно же, Христос подразумевает Бога-Отца) говорит не о земном, а всё о той же Небесной категории, превышающей всякую “справедливость”, - хотя и она здесь остаётся, ибо отец отвечает старшему сыну, что “ВСЁ МОЁ - ТВОЁ”. Но главное, обращаясь к нему, он утверждает ЦЕЛЬ, к которой должен стремиться каждый из нас и которая не только к поклонению так называемой “справедливости” не имеет ни малейшего отношения, но и противоположна ей: - Надобно было РАДОВАТЬСЯ… что брат твой был мёртв, а теперь ОЖИЛ! Вот она, подлинная и всесовершенная черта характера истинного христианина. РАДОВАТЬСЯ за тех, кто пришёл к Богу (то есть к Добру и Любви) - даже если они, подобно людям “одиннадцатого часа”, вели греховную жизнь намного дольше, чем мы. Радоваться тому, что в мироздании одной чистой, ангельской душой стало больше. Радоваться, что у сирых и убогих, “обиженных и оскорблённых” стало одним защитником и молитвенником больше (ведь даже “на небесах более радости … об одном ГРЕШНИКЕ кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках” (Лк. 15,7), что с человеческой точки зрения тоже “несправедливо”). А не предаваться разъедающей душу зависти, рассуждая, кто из нас заслужил больше другого и кто какой “отработки” заслуживает. Эта нравственная планка настолько высока, что поборникам “справедливого возмездия” и “разоблачителям зла” вряд ли её преодолеть. Однако я глубоко убеждён, что вовсе не к ним, а к людям иного сорта Христос обещал обратиться в конце времён со словами: - Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25,34)...
Владимир Кузин |