Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры. Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое темный ужас начинателя игры! Н. Гумилев
|
Каким-то образом я прокрался в этот город. Вернее сказать, в тот. В тот город, в то время, куда, казалось бы, нет возврата, потому что колесо истории уже настолько все перекорежило и воспоминания схожи с сюжетом фантастического романа. Словно это другая, далекая, прошлая жизнь, о которой тайком, с видом единственного и неповторимого адепта высших сил, сообщают всевозможные гадалки. Однако мне удалось. Я неспешно обхожу центр столицы, в котором еще нет и намека на паралич пробок, сияющее море витрин и вездесущее мелькание цифр обменных пунктов. Вокруг меня одинаково-разные сограждане, соотечественники, но не современники и их тоже не так много, ведь до шести они закляты, находится в пыльной тишине своих контор, и лишь избранным счастливчикам удается нарушить этот заговор, не подчиниться ему. Еще очень много красивых женщин идущих пешком, едущих в автобусах и метро, а ведь пройдет совсем немного лет, и большинство из них будут видеть эту картину из-за грани стекла сверкающего авто, которых тоже еще нет в помине. Возле стен и заборов, на которых расклеены какие-то листовки, город начинает муравейничать, его жители размахивают руками, о чем-то спорят, витрины магазинов отпугивают непрошеных гостей унылым зевом и лишь от киоска с надписью “Табак” змеится изогнутая людская вереница. Им хочется курить. Мне тоже. Но в моих карманах лишь только купюры и монеты с двуглавым орлом и несколько вечнозеленых бумажек с ликами штатовских президентов. Значит, выбор такой – или антисоветская пропаганда в виде бумажек с российским гербом, либо валютная спекуляция. Не устраивает ни то, ни другое и поэтому я в течении доброго получаса пытаюсь совершить святотатство, а именно, стрельнуть сигарету. Наконец, один одетый в выпендрежный белый плащ гражданин сжалился надо мной, достал из кармана помятую бумажную пачку и протянул мне столь желанную вещь. Сдержанно благодарю его, отхожу за угол и только там сгибаюсь пополам от смеха. Ведь мне, по сложившейся традиции везет, как утопленнику. Синяя папиросная бумага, белый фильтр… Да-да, именно она, царица древняя, Клеопатра. Вернее, Cleopatra. Made in Egypt. Именно из этой сигареты я в свое время выковырял обыкновенный человеческий зуб, такой вот подарок из Африки, после чего на долгое время завязал с этой пагубной привычкой. Долго и внимательно ощупываю случайный дар на предмет подозрительных уплотнений и, убедившись в их отсутствии, наконец, прикуриваю. Дым внутрь – дым наружу. Прошлое. Впрочем, я сюда попал вовсе не для того, чтобы настрелять сигарет. И, памятуя, о цели своего визита я делаю шаг, другой, третий, неуклонно наращивая темп для того, чтобы попасть в нужное место и необходимое время. Благо, идти недалеко, а то бы вновь выскочила та же самая проблема, ведь даже пятака на метро и того не водится. Поэтому раз-два, раз-два, левой-правой, нам нужно успеть и все от винта. Ну вот, дошел. Чистопрудный (или как он тогда назывался) почти пуст и приветливо заманивает меня вереницей облупленных лавочек. Сверяюсь с квадратом часов, аляповатые стрелки которых застыли напротив шестерки и десятки. Успел-таки. Выбираю себе скамейку, с которой хорошо просматривается площадь, присаживаюсь на ее краешек и замираю в ожидании. Вот, выходит. Весь в черном, волосы до плеч. Тоже смотрит на часы, кивает им, словно благодарит время за то, что оно не торопилось и позволило ему успеть. На дворе всего лишь ранняя осень, но на его шее, как дань имиджу уже болтается длинный черный шарф, к которому булавкой приколоты три маленьких колокольчика. Дурацкий аксессуар, но ему они кажутся знаком и символом. Чего? Да, пожалуй, всего. Достает из кармана, да еще так, чтобы спешащие мимо могли это заметить, черно-зеленую сигаретную пачку с магическими для него словами “Герцеговина Флор” и, с отображаемым на лице удовольствием, прикуривает. Отшивает моих собратьев по давешнему несчастью, стоит, курит, улыбается… Улыбаться – это он всегда умел. Заразительно. Когда ему нужно было сказать что-то важное и нужное, он не начинал бесконечных монодиалогов, сопровождая их своими яркими и образными жестами, а просто улыбался. И тот, к кому была обращена эта улыбка, мог все понять без лишних слов… Сейчас же он улыбается грядущему. Тому, которое настанет через несколько минут. Грядущее это несет к нему гремящий вагон метро, оно одето в легкое красное пальто и имеет, на его взгляд, абсолютно уникальное и неповторимое имя. Он отбрасывает в сторону начавший плавиться фильтр, откидывает назад упавшие на лоб волосы. и начинает методично отсчитывать шаги, из стороны в сторону, изредка зыркая на часы. и позвякивая колокольчиками при каждом шаге… Черт, мне бы сигарету! “ А что если…” – говорит мне мой внутренний голос и тут же сам себе отвечает – “Нет, ну ты вообще с катушек спрыгнул! Ишь чего удумал!’ . Следующие две минуты я провожу в молчаливом споре с самим собой и, в результате, страсть к табакокурению побеждает, поэтому я медленно поднимаюсь, неслышно, почти на цыпочках подхожу к нему со спины и, насколько возможно вежливо, испрашиваю возможности прикоснуться к этому обыденному чуду самоубивания. Ведь я знаю, что он очень ценит в людях вежливость. И если деликатно попросить, то может, наверное, звезду с неба сорвать и приволочь ее за лучи абсолютно незнакомому человеку. Причем просто так, не требуя ничего взамен. Вот и сейчас, он молча кивает головой и достает из кармана пачку. Незаметно вытаскиваю две, одной утолю лошадиный табачный голод, а другую – на память. Еще раз благодарю его и удостаиваюсь в ответ еще одного кивка головы, даже без мазка взглядом по лицу. Все-таки высокомерие – штука, наверное, неизбежная. Но, слава богу, проходящая Прикурить я не успеваю. Потому что Из-за стеклянных дверей уже показался красный огонек. Порыв осеннего ветра растрепал челку. Взгляд, метнувшийся по площади, встретился с другим, давно его ожидающим. Рука, обтянутая тонкой черной перчаткой, в приветственном жесте взметнулась вверх. Я сижу далеко. Для того, чтобы уловить звуки их негромких голосов, но я слышу, знаю, помню каждое слово…
- Приве-ет! - Привет! А я тебя сегодня уже видел. - Где это? - Во сне, естественно, в одном, долгом, сладком и бесконечно прекрасном сне - Вот как! Я уже начала преследовать тебя в твоих сновидениях… Значит, я все-таки тебя поймала. А про что был сон-то? - Ну, мы встретились в шесть вечера на Чистых прудах, а затем медленно пошли под руку по бульвару… - Ага, ага… Так я и поверила. Опять обманываешь? - Я, конечно, вру. Временами. Но не сейчас. Это действительно был такой сон. Правда. Считай, что мы сейчас в нем находимся и можем сотворить его таким, каким он понравится тебе и мне. Нам. - “Нам”. Ты влюблен в это слово, пожалуй больше, чем в меня. Я ревную. - Ну что ты, любимая, как можно ревновать себя к себе, ведь в этом слове для меня ты. Ну что, пойдем? Нас сон заждался и, если мы еще немножко промедлим, то он сбежит к кому-нибудь другому. - Как это невежливо с нашей стороны заставлять сон так долго ждать нас… Э-эй, господин Сон, мы уже идем, не уходите!
И они пошли. Покрывая легкими, неслышными шагами усеянную опавшей листвой мостовую. И в такт их шагам раздавался негромкий звон трех маленьких колокольчиков. Я смотрю им вслед, а в голове крутится “Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка…”. Иди же вперед, пусть тебя обволакивает своим неярким светом и дразнит пряными ароматами эта счастливая осень, которой не смогут помешать ни косые, завистливые взгляды, ни шепот за спиной, ни какие-нибудь иные душевные дрязги и общеполитические неурядицы. Иди дальше в этот вечер, в который даже московские вороны, победители воздушной войны, деликатно перестанут каркать, чтобы не мешать вам. Сбывай свой сон. Ведь потом… Потом круговерть жизни начнет бить и гладить, ты будешь терять и находить, забывать и вспоминать. Ты получишь славу и известность (конечно, в довольно ограниченных масштабах, но все же) и откажешься от них, потому что никогда и не желал такой судьбы. Ты получишь денег, весьма много денег и тоже откажешься, просто потому, что тебе столько не нужно. Ты получишь знание, научишься читать других, как открытую книгу, знать на несколько шагов вперед все то, что будет . И ты возненавидишь все, что было тобой, потому что взамен красота окружающего мира, наполняющая его жизнь начнет расплываться перед глазами, словно безумный окулист прописал тебе линзы с гигантским количеством диоптрий. Серость, обыденность и предсказуемость – вот те три сестры, что поселятся под твоим окошком, и в вечных сумерках будут рассказывать свои унылые сказки. Да и сами зеркала души начнут потихоньку приходить в негодность, словно сглазил кто-то. Тогда ты спрячешься от всего в пригородной тиши, в большом и пустом доме, в котором вместе с тобой поселятся тишина, черная кошка, звуки музыки и одиночество. Еще в нем будет женщина, которую ты когда-то любил (но не эта, а другая), которая со временем почувствует, что ваш дом насквозь завоеван твоим настроением и станет появляться в нем все реже и реже… И еще. Ты не сможешь уловить того момента, когда в твое сердце проникнет тот самый осколок разбитого зеркала и закует его в лед. Наполовину. Оставив второй части неизбежность вечно обжигаться о первую, от чего им обоим будет невыносимо больно. “Пламя и лед вместе в сердце моем” – это красивая метафора для тех, кто не знает, как это бывает на самом деле. Ты сможешь ощущать, но не чувствовать, влюбляться, но не любить. И научишься с этим справляться, не подавать виду, выглядеть так, будто с тобой все просто замечательно. О тебе будет ходить молва, как о веселом и открытом человеке, пускай и с прибабахами, и ты, действительно будешь подпускать людей очень близко к себе, но никого не пустишь внутрь, зачастую обрывая наклевывающееся счастье. А немногочисленные гости, словно случайно зашедшие в твой дом, будут рассматривать твои старые фотографии и вспоминать о том, как ты когда-то улыбался Поэтому иди. Сбывай свой сон. Время не ждет.
Автомобильный клаксон ворвался в давнюю осень непрошеным гостем. Мое призрачное путешествие под закрытыми веками завершается. Открыв глаза, я вновь нахожу себя в самом сердце московской зимы и вижу, как вслед удаляющейся паре из прошлого начинает падать нынешний снег. И одна половина моего сердца спокойно смотрит ей вслед взглядом почти стороннего наблюдателя, а вторая разрывается от боли и горечи. Я поднимаюсь и медленно иду по направлению к потоку машин, чтобы выловить из него ту одну, которая отвезет меня домой. Окружающий мир начинает растворяться во что-то сизо-серое, в дымку, в мираж… И, даже если среди этого принаряжающегося к празднику города мелькнет в толпе отголосок давнего сна, я не побегу за ним, не сломлю голову в поисках. Потому что… Если бы я знал почему? Просто сгущаются сумерки. В сердце. Кода. |