Здравствуйте, Наталья Валерьевна.
Прежде всего, простите, что так поздно. Но всё же лучше поздно, чем никогда, правда?
Спасибо, что выбрали меня рецензентом этого творения, постараюсь оправдать доверие.
На этом сайте это будет моя первая рецензия на прозу...
Итак, начнём с главного. Суть миниатюры - показать чувства неживого предмета, в данном случае - кукольного клоуна, на фоне чувств пержде всего живых людей (и особенно детей), а кроме того на фоне остальных неживых предметов. Автору очень хорошо удалось, с помощью нескольких ярких деталей, показать судьбу главного героя. Причём самую главную её часть - ту, что складывается из одиноких ночей. А с дневной частью, которая склеивается из бесчисленных обравков чужих судеб, и так всё ясно. Но главное в произведении - конечно, чувства.
Приём одушевления игрушки или предмета, конечно, не новый, но и, на мой взгляд, не избитый. С ходу вспоминается Андерсен и пиксаровские аниматоры. Если порыться в памяти, можно вспомнить ещё несколько авторов, по большей части пишущих для детей. Направление данной миниатюры - я бы определили так: городская сказка, которая обращается скорее ко взрослым, чем к детям. Хотя и для детей эта сказка вполне подойдёт. Может быть, они не поймут всего, что хотела сказать автор, но зато увидят многое другое, о чём иные взрослые даже и не подозревают. Но... текст о клоуне, а не о детях.
К вопросу о выборе всем известного оригинального персонажа. В таких случаях обычно не вспоминают о нарушении закона об авторских правах, ну и я не буду... А герой становится Рональдом только в конце (и возможно зря), а вообще - это клоун (это становится очевидным после длинных ботинок, единственная деталь его внешности, кроме рыжего цвета). На мой взгляд - лучше бы он был просто обычным клоуном, а то Рональда, знаете, некоторые недолюбливают... Но это ИМХО. Несмотря ни на что получилось удачно.
Почему этот приём одушевления неоригинален? Потому что как ни крути, а игрушку нужно превращать в человека. Это просто неизбежно. Мировоззрение, склад ума - всё будет подобно человеческому. Это, в принципе, логично - игрушка живёт среди людей, кем же ей ещё быть?
Но вот здесь автор наделяет клоуна душой ребёнка. И хотя о клоуне говорится в третьем лице, рассказ ведётся от лица ребёнка. Внешне всё пропитано простой и непосредственностью, которая присуща только детям, взрослые этого уже лишены. И это, кстати, своеобразный им намёк, повод подумать...
Естественно под этой простой скрываются простые истины, которые так часто можно услышать в детских словах. Чувства игрушки, несчастной игрушки, описанные настолько простым, я бы даже сказал, неиспорченным языком, должны что-то тронуть в нашей душе, что показать нам. Что? Это решает сам для себя каждый читатель. По крайней мере эмоции очень хорошо чувствуются.
Эмоции-то, на первый взгляд, детские. Одиночество, обида, неразделённая любовь (мы знаем, что она всегда останется неразделённой, но клоун всегда будет любить, а значит и верить), чувтва одинокого в толпе, брошенного всеми ради фальшивок, стремление к подражанию, наконец. Зачем кукольному клоуну еда? Потому что её едят и нахваливают ему дети, а он им верит.
Неприязнь героя (а может автора) к месту его обитания так и сквозит сквозь строки. Недаром ведь больше никто (ничто?) не оживает по начам, только он. Клоун резко контрастирует с местом. Он представляется ярким, а всё остальное серым. Хотя цвета в миниатюре вообще не упоминаются (кроме рыжего), это как-то само собой появляется в голове... Ну, автор своё мнение уже высказала, и текст его вполне подтверждает. Лично я согласен.
В тексте описывается только ночь, но нам удаётся узнать и про ночную, и про дневную жизнь клоуна. Конечно, ведь одинокими бессонными ночами он живёт по большей части воспоминаниями о ярких дневнх событиях. Если ночью всё, кроме клоуна, серое, то днём всё становится ярким. Потому что приходят люди. И в частности, дети. Только из-за них клоун может жить, мыслить и переживать. Он живёт только ради детей, и если их не будет, наверняка умрёт и клоун.
Очень хорошо удалось показать любовь клоуна к детям, совсем другую любовь его к девушке и безразличие (а иногда и неприязнь) к взрослым.
Как уже было сказано, клоун, кроме всего прочего, ещё и немой свидетель чужих судеб. Своим детским вглядом он видит всех насквозь. Видит злые глаза девушек-официанток, видит, что подруга - злая и равнодушная. Видит то, что рыжая девушка самая красивая. По-настоящему красивая.
Интересный факт. Жизнью в глазах наделяется только то, что движется. И трамвай для него тоже живой, но это ещё потому, что уж очень не хочется ему быть одиноким. В его глазах трамвай - живое существо с собственной судьбой. Хм, жизнь - в движении. Почти философия, хоть и банальная...
Но чужие судьбы здесь - не главное. Главное - несчастье клоуна. А это несчастье любой одинокой личности - не с кем поговорить, поделиться переживаниями, рассказать о любви и т. д. С людьми ведь тоже так бывает. Вроде все рядом с тобой, а сказать ты им ничего не можешь. Не мне судить, насколько эта проблема актуальна и нужна в литературе, возможно, современные авторы слишком часто к ней обращаются, но несчастье клоуна передано очень сильно. Почти пронзительно, если вчитаться.
Ну, а о некоторых неточностях формы, типа отдушков и трамваихи (я понимаю, образ детского рассказчика, но всё-таки...) даже говорить не стоит. их мало, хоть они и бросаются в глаза. Хотя стоит упомянуть о
Он пошёл искать еду, которую каждый день громко хвалили у него над ухом. Часто ругали, но на это он не обращал внимания. Потому что дети хвалили всегда, а взрослые его не интересовали.
Немного несогласованный фрагмент. Немного непонятно, кто хвалил, кто ругал. Повторение опять же. Но это всё мелочи.
Итак, в заключении. Получилась прекрасная, очень трогательная миниатюрка, сделанная почти без стилистических изъянов. Да ещё моего любимого жанра - фантазия на фоне реализма. Спасибо за произведение. Надеюсь, ничего не забыл...
Ну, как обычно, не взыщите, если что...
С уважением, Д.В.
Ой, не ищите, глупые, девочку Любу... Вот из этого ствола... я убил её вчера! (с) А. Григорян