Что такое "сюр"? Как Вы думаете, что такое сюр? Разные люди дают разные определения, и у разных людей это выходит с разной степенью правдоподобия и разной степенью точности. Я не часто встречаюсь с подобным состоянием, но иногда оно бывает и у меня - например, блуждая по городу-герою Мюнхену в состоянии несильного алкогольного опьянения от пива "Августинер" и натыкаясь там же на "Вечный огонь", чувствуешь именно подобное состояние. Сегодня я в очередной, но, к счастью, нечастый раз и ощутил состояние, которое некоторые люди называют подобным словом. Знаете, я всегда - всегда, ищу точные определения, ибо они помогают мне жить и делать не совсем косячные поступки - словом, точные определения позволяют деталь правильные выводы, и, соответственно, правильные поступки, во всяком случае, в дальнейшем. Что такое "сюр", я понимаю просто, без излишеств - чувство нереальности происходящего, чувство, что этого не может быть, но это таки происходит. Но это еще не все, при этом необходим такой очень интересный и необходимый подтекст, своего рода привкус, оттенок, который бывает только в вине определенного урожая, за что его, это вино, и любят ценители - оттенок совершенной, несомненной реальности при совершенной нереальности самой сути происходящего. Итак - суть "сюра" для меня - в невозможности наблюдаемого в реальности факта, но тем не менее, совершенно реального, и никаким другим не могущим быть. Бывает такое не часто, но все таки бывает, но почему ? Наверное для каждого человека необходимое жизненное пространство достаточно узко, как и ареал его существования и объем, и слой его переживаний. С расширением ареала существования расширяется и область "мгновенного удивления", словом, состояния нового познавания, которое просыпается, ну или может проснутся в человеке в случае появления этого человека в совершенно незнакомой ему ситуации. Безусловно, у большого количества личностей может развиться скорее торможение, которое с одной стороны, ограничивает восприятие, но - тем не менее, спасает от безумия. Можно и снять этот барьер, это торможение, которое держит нас в рамках среднего и очень заурядного индивидуума. Оно держит, это ограничение, нас в рамках обычного. Нельзя утверждать, что только среда, или общество, или принятые в обществе правила приличия и размышления, способны ограничить восприятие, воображения, и таким образом и реакцию на многие внешние факторы, ибо, в первую очередь - это - граница в нас самих, а потом уже во вне. Итак "Цурюк цу унзерен шаффен", словом, вернемся к моему личному осознанию нереальности происходящего. Сегодня выпал снег. Смешной, слабый снег. Этого снега едва набралось что бы прикрыть серый асфальт на пешеходных дорожках, а машины изъездили его вдоль и поперек и вбили в серые камни и гудрон, вбив на частицы и брызги. Но снег - только преамбула, только предисловие и маленькое дополнение к восприятию очередной странности. Другая странности или данность - непонятный день в декабре в маленьком городе под именем Нюрнберг в средней Франконии. День непонятный, потому что процветают совершенно чемоданные настроения, и работы уже нет, но на работу как то появляться нужно, хотя бы на чуть-чуть. Но на работе очередной день рождения, а с ним очередная полудюжина секта, то есть шампанского. Которое очень часто является катализатором очередного сюра. Итак, снег выпал, шампанское принято на грудь, и предстоит путь домой - но - я забыл еще об одном участнике движения моего тела из конторы к дому - а именно свежезаписанного диска со "старыми песнями", то есть песнями о войне и просто песнями 60 годков - русских конечно! Итак, я проделал самую длинную и веселую часть пути - метро с мальчиками непонятной сексуальной ориентации и девочками, улыбающимися самим себе и друг другу, но не мальчикам. Как это не странно, в это пору все навеселе и все очень радостны, несмотря на вавилонское смешение языков, цветов кожи и культур. Метро позади, на небе светят звезды, а под ногами лежит снег. А в ушах - старая песня из кинофильма "Щит и меч". Такая песня, что слезы из глаз. И я зачерпываю непослушней снег с аккуратного газона, скатываю снежок, и запуливую это дело в небо, подпевая громко - "С чего начинается Родина". А с чего она начинается ? Ведь все, о чем поется, вот оно - вокруг - снег, звезды, домики:. Хотя, домики немножко другие. Немножко мельче, немножко аккуратнее, в окошках гирлянды. И тут меня и охватывает этот пресловутый "сюр". Кто я? Где я ? В каком мире я живу, и что вокруг меня, кто вокруг меня ? Как то, пробыв полгода в армии, я поднял голову и понял, что сошел с ума, причем абсолютно точно и бесповоротно окончательно - я вдруг осознал, что все вокруг - по колено черные! Прошло немало времени что бы осознать, что это всего на всего сапоги! Здесь же - совершенно иное - я иду по определенному кусочку мира, отведенного нам мира, и при этом слушаю песню, этому миру совершенно противоположному. Но почему ? Может, дело в нашей предвзятости ? Бывает, что я говорю детям фразу, услышанную от матери - "Тихо, немцы близко". И меня опять охватывает сюр - ведь скорее всего, дети ответят мне скорее по немецки. Но дети въезжают в эту фишку - они мультикультурны по определения. У них - уже два языка в постоянном использовании, но теперь уже и третий начинается. Так в чем же дело, почему мне очень странно, когда я иду по "штрассе" и мне странно, что я слушаю старую песню про войну, смотрю на звезды, зачерпываю ладошкой снег и мне странно, мне нереально все, что в данный момент со мной происходит? Может, дело все во мне, в том огромном количестве условностей и предвзятостей, которые в меня вложили за время моей жизни. И хорошо бы, если не я сам вложил бы это все сам, по своему желанию и недомыслию, сам к себе в голову. И теперь все, что не вписывается в таки в общем то немаленькие рамки, может вызвать чувство нереальности ? Песня - замечательная! Погода - чудо. И все вокруг - просто очередная реальность, которая существует только в данный момент и только для меня. Когда я поверну глаза в другую сторону, часть мира, на которую я не смотрю, исчезнет. И поделом ей - ведь важно только то, как мы видим, а совсем не то, что это на самом деле. И только от меня самого зависит то, что я вижу. И да будет так, и пусть будет все шире окружающий мир, и да будет в нем все больше удивительного. Пускай это все на грани сумасшествия, но я боюсь сумасшествия гораздо меньше, чем скуки. Я умею с этим жить... Я зачерпываю снег, скатываю снежок и кидаю этот снежок в аккуратное светящееся окно тихого немецкого домика: Мне кажется, они на меня не обидятся... Нюрнберг, 2001.
|