|
|
|
|
Что я делаю (Или не я?) | Событие: Ал Коперник, 11 06 2007 22:30 Резервуар Практическая графомания |
Стоит сразу сказать, что я не делаю ничего. Замечательно устроился, правда? Дела, как таковые, чаще всего характеризуют человека; а в обществе почему-то издавна сложилось так, что слова отделяются от дел. Такой, знаете ли, жесткой, стальной стеной. И человека судят по делам, а не по словам, при этом совершенно не учитывая, что слова – тоже проявление активности. Ну да бог с ними, с людьми. Некоторое время назад я публиковал в своем блоге такую смешную игру воображения, которая называлась «Школа графомана». Нынче народ в лице Джона и Алари посовещался (каждый по отдельности :)) и мы пришли к выводу, что это можно перенести в «резервуар». Но переносить в чистом виде – несколько глупо и неправильно. Поэтому, естественно, по мере «переноса» я буду вносить некие правки (а может, и не буду – все зависит от того, насколько это будет нужно); и, кстати, буду весьма благодарен всем возможным конструктивным комментаторам.
Вкратце о. «Школа графомана» – громкое словосочетание, и, надо сказать, весьма пафосное – самые положительные черты для названия графоманского опуса. Ленту же называть этим названием было как-то неудобно, потому что, честно говоря, это совершенно никакая не школа; это – всего лишь набор приемов, которые я каким-то образом вычленил из своего собственного опыта. А если добавить к этому еще и полное отсутствие профессиональных знаний у самого «учителя», то есть меня, то от школы и подавно ничего не остается. Вот так и придумалось название ленты – «Практическая графомания». А теперь пусть будет первый прием (нумерация иде не по тематикам, а как бог на душу положит).
-------
Выворачивание эпитетов. Эпитет – это приложение к названию предмета, дающее яркую его характеристику. В нашем случае фактически – это пара «определение-определяемое». В принципе, прием так же можно применять и к метафорам, но пока рассмотрим более простой пример. В каждой такой конструкции есть понятия разной степени общности. Скажем, в словосочетании «белый снег» слово «белый» – это общее понятие, а «снег» – частное (можно рассматривать и наоборот; сути это не изменит). То есть сначала мы берем все белое в целом, а потом находим среди этой массы снег. Белыми бывают – холодильник, молоко, бумага и многое другое. Нам нужен именно снег. И вот мы его получаем – «белый снег». Сочетание банальное, скучное. Если вы не умеете использовать банальности для создания чего-то оригинального, попробуйте использовать что-то оригинальное для описания банальности. Шутка. Прием выворачивания прост. Мы разобщаем частное, и делаем частным общее. Т.е. переносим «снег» в позицию «белого». У нас получается, что определяемое слово – «белый» (точнее, «белизна», существительное), а определение – «снег» (т.е. «снежный»). «Снежная белизна». А вот дальше начинается искусство. Увы, от него никуда не деться. Искусство сие заключается в использовании новополученной метафоры. Основная идея – при изменении формы содержание должно оставаться практически то же самое. Понятное дело, вывернутую пару можно использовать не везде, где пару прямую. Надо подбирать значение, которое будет увязываться с обоими способами использования пары. Например: «меня окружает белый снег» или «меня окружает снежная белизна» – и то, и другое можно сказать от лица человека, стоящего посреди заснеженного поля. Итак, вот вам упражнение. Берите любую пару и выворачивайте ее. Через пару недель вы ощутите, насколько раскрепостилось ваше воображение. Вперед! «Телефонный звонок» – «Звоночный телефон». «Громкий звук» – «Звучная громкость». «Чайная ложка» – «Ложечный чай»...
|
aloorpro | 11-06-2007 23:42 #1 | Любитель мате Группа: Passive | о, если у меня появятся дополнения по этому делу, я тут править могу: круто "чайная ложка" - "ложная чайка"
и еще одно упражнение: выверните "быстрый конь" двумя способами
Сообщение правил aloorpro, 11-06-2007 23:45 Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями © | Ал Коперник | 12-06-2007 01:40 #2 | Теоретик Группа: Passive | с "конем" проблемы :) бывает что-то "коневое/конское" - т.е. относящееся к коню как составная часть (хвост, например), а бывает "конное" - т.е. включающее коня как составную часть (например, спорт, туризм и т.п.) И если мы выворачиваем "быстрый" мы приходим к слову "быстрота". Далее - ясно, два варианта: "конная быстрота" и "конская быстрота". Какой из этих вариантов выбирать - уже отдельная песня. "Конная быстрота" - вообще глюк какой-то. :)
~ я слепой одномерный фантом // © Линн | Вадим Мартынов | 12-06-2007 11:28 #3 | Уснувший Группа: Passive | И вправду графоманство :) Или всё-таки графомания... Тьфу, запутался. %)
Там в начале абсурд написан. Людей по поступкам уже не ценят, по крайней мере в современной России. Я ещё год назад в своей автобиографии писал, что сейчас время "героев на словах" и достаточно активно выказывал беспокойство об этой проблеме... Ладно, всё, не графоманю)
| aloorpro | 12-06-2007 13:43 #4 | Любитель мате Группа: Passive | Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями © | Лангусто | 12-06-2007 13:50 #5 | Автор Группа: Passive | Хм, надо бы ещё решить вопрос о плотности таких выворачиваний, чтобы и в глаза не бросалось, и графоманские потребности удовлетворяло.
По-моему, графоманы, как впрочем и классики 20-го века, чаще используют 'сворачивание' эпитетов напр. чайноложечный коннобыстрый звонотелефонный и банальное белоснежный выходит снежнобелым и пр.
ОффТоп: да, Мартыныч-то, прав, но отчасти: судят по поступкам, о которых известно. А известно о тех, о которых сам расскажет, т.е., выходит, по словам...
Кто прав и чего не делать?
парень конкретный, пароли и явки складывать у входа. я тут наездами... | Ал Коперник | 12-06-2007 16:33 #6 | Теоретик Группа: Passive | Вадим Мартынов: " Я ещё год назад в своей автобиографии писал..." В этом "Я" заключена основная соль. Почему твои слова весомей моих? :)) Лангусто, это не то. Словотворчество - совсем отдельная тема. Можно проводить какие-то мостики, конечно, но в таком случае мы в итоге придем к тому, что совершенно нет различий ни у чего ни с чем. :) // А к оценке по словам/поступкам вы зря придираетесь, товарищи, это отношения к делу не имеет. Это просто вода. PS Ах, ну да, aloorpro, ты зажигаешь. Мы в натуре-таки не о политике! :)) ~ я слепой одномерный фантом // © Линн | Вадим Мартынов | 13-06-2007 01:12 #7 | Уснувший Группа: Passive | Каин Лист, Дело не в весомости, а в том, что я вижу своими глазами :) И какие люди поднимаются наверх, какие оказываются в авторитете, а какие остаются незаметными для большинства, несмотря на свой вклад, зачастую основной :) Это, я вообще отвлекаюсь совсем от сабжа, просто вызвало улыбку предложение о весомости поступков :) Слишком (всегда) сталкивался с обратным)
| aloorpro | 13-06-2007 11:40 #8 | Любитель мате Группа: Passive | Лангусто, только те графоманы, кому выдумки на это хватает. Каин, быстрым конем я хотел сказать, что не всегда простое выворачивание будет благозвучным (ессно при условии хорошего места в контексте), т.е. это сам по себе не идеальный прием. Его довольно часто надо дополнять поиском синонимов, т.е. быстрого коня я бы переделал в коневую скорость. Или лошадную, так даже круче. Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями © | Ал Коперник | 13-06-2007 12:00 #9 | Теоретик Группа: Passive | Вадим Мартынов, у всех разный жизненный опыт :) aloorpro, правильно говоришь. Но подбор синонимов - это тоже отдельная тема. Вообще, часто для использования одного приема грамотно приходится прибегать к приемам другим. Так, например, можно еще сливать два вывернутых выражения, с подбором синонимов и т.п. Пример из пальца и навскидку: есть "долгая дорога" и "полный штиль". Выворачиваем: "дорожная долгость" и "штилевая полнота". Подбираем синонимы: "дорожная длительность" и "штилевая абсолютность". Переносим: "штилевая длительность" и "дорожная абсолютность". Перерабатываем второе выражение опять: "абсолютная дорога". Подбираем синоним: "кромешная дорога". И далее приравниваем первое выражение к финальному: Долгая дорога - кромешная дорога,Полный штиль - кромешная дорога...Располагаем полученный эпитет на повторяющуюся позицию, встраиваем нагнетание и так далее. Коряво, конечно, но как пример сканает. Смешивать можно до бесконечности. :) ~ я слепой одномерный фантом // © Линн | Apriori | 14-06-2007 16:10 #10 | Тигрь-Людовед Группа: Passive | Кстати, излюбленный прием графоманов - это использование частиц и местоимений. Он она ты я мы ж, б , бы, в , на , жеж, чтобы... уууууххх!... или я ошибаюсь ?
:): - смайл Шрёдингера | aloorpro | 14-06-2007 21:09 #11 | Любитель мате Группа: Passive | Apriori, обратись к графоманам. К тем, кто заслуживает этого слова в его негативном значении. дайте подумать, долгая дорога при полном штиле. Кстати, если в прозе, то менять уже ничего не надо, только уточнить, что дорога пролегает по морю =) Синонимы лучше подбирать в зависимости от контекста, а его можно представить себе любым. Поэтому долгую дорогу переделываем в дорожную скуку - слух вообще не режет, поэтому - в пыльнодорожную скуку (дополнительными корнями добавляем подробности - ух какой простой и великолепный прием). Полный штиль - с кромешностью это ты хорошо придумал, мол ничего не меняется (при штиле-то), а скука бывает кромешной, поэтому полный штиль превращается в кромешный штиль - тут нечего выворачивать, худ. вкус важен и для графомана тоже. Когда просинтезируем пыльнодорожную скуку и кромешный штиль (синтезировать-то надо), получим либо пыльнодорожную кромешность, либо кромешную пыльнодорожность, либо кромешность пыльных дорог. Мне нравится первый либо последний вариант, с учетом места действий. "с утра на море царила пыльнодорожная кромешность, и рулевой вязался узлом вокруг штурвала." Перебор, конечно, но... Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями © | Ал Коперник | 14-06-2007 21:15 #12 | Теоретик Группа: Passive | Джон, ты прямо шаришь. Ты меня круче :))
~ я слепой одномерный фантом // © Линн | Кезис | 23-06-2007 00:25 #13 | Уснувший Группа: Passive | Считаю, что величайшие и бесполезнейшие графоманы творили в эпоху соцреализма. А самый титулованный из них - вот этот: http://www.svistok.ru/users/ke3ics/txt/6612037.html
Кезис. | Nider | 30-06-2007 23:59 #14 | Уснувший Группа: Passive | Ужос, как всё замечательно; изумление маленькое возникает, тем не менее: а то, что есть понятие стиль, - это вас не смущает? Язык - он ведь живой и свободный, или как? :) Например, не может быть "кромешного щтиля" - так же, как луна не глиняная. Или вы полагаете, что язык, в отличие от астрономов и небесных тел, вам подвластен и отличается беспредельной ненавязчивостью?! :))
| Кезис | 07-07-2007 07:44 #15 | Уснувший Группа: Passive | Nider У астрономии есть свои законы, как и у языка свои правила. Но в астрономии, кажется, меньше исключений из правил, чем в нашем языке. А ведь язык мы знаем значительно лучше астрономии - сами создали, сами правила придумали - в отличие от законов сверхбольших тел, скоростей и расстояний, многие постулаты которых ещё не намечены даже! Кезис. | aloorpro | 27-07-2007 01:03 #16 | Любитель мате Группа: Passive | Nider жжот. Кромешный штиль - это такой троп, эпитет называется. 1) язык живой и свободный только для людей с фантазией и навыком. 2) Язык, тем не менее, носителю всегда и полностью подчиняется. Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями © | aloorpro | 18-04-2008 19:07 #17 | Любитель мате Группа: Passive | Хотя Сартр, кстати, полагал, что мы существа скорее говоримые, нежели говорящие
Бывают минуты, когда я чувствую себя циником, когда все табу моей расы дразнят меня своими клешнями © |
|
|
|