Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Человек, который на вид крепок, а по духу своему слаб, является низким человеком: он словно вор, влезающий в дом или через стену.
Конфуций
Правил: cut, 11 10 2007 14:12

стихийное в музыке(с)
по Т.Манну
Событие:
cut, 11 10 2007 13:10
Открытое Сообщество Другая музыка
По диагонали
Данный текст является цитатой из романа Т.Манна "Доктор Фаустус". Это лекция, принадлежащая одному из персонажей романа, Венделю Кречмару. И.К. Бейсель - фигура историческая.
"...я уже не могу в точности вспомнить, как она называлась: то ли «Стихийное в музыке», то ли «Музыка и стихийность», то ли наконец «Музыкальная стихийность», а может быть, и совсем по-другому. Так или иначе, но решающую роль в ней играла идея стихийного, примитивного, первобытного наряду с мыслью о том, что среди всех искусств как раз музыка, до какого бы высоко развитого чудо-зодчества она не доросла в ходе своего исторического развития, так и не утратила благоговейного воспоминания о начальной своей поре. Торжественным заклинанием она вновь и вновь воскрешает свою первозданность, славит незыблемость своих основ. Тем самым, заметил Кречмар, она как бы провозглашает себя подобием космоса, ибо первоосновы музыки, можно сказать, тождественны первейшим и простейшим столпам мироздания — параллель, которую умно использовал художник-философ недавнего прошлого (Кречмар и здесь имел в виду Вагнера), отождествивший в своем космогоническом мифе «Кольцо Нибелунгов» первоосновы музыки с первоосновами мироздания. У него начало вещей имеет свою музыку. Это музыка начала и в то же время начало музыки. Трезвучие в ми-бемоль-мажоре быстроструйных рейнских вод, семь простейших аккордов. Из них, словно из циклопических квадров и первозданных глыб, строится замок богов. Остроумно и величаво слил он миф музыки с мифом мироздания тем, что музыку приковал к вещам, а вещи заставил выражать себя в музыке, создал аппарат чувственной симультанности, великолепный и полный значения, хотя, может быть, слишком рассудочный сравнительно со стихийными откровениями в искусстве чистых музыкантов, Бетховена и Баха, например, в прелюдии из виолончельной сюиты последнего, тоже выдержанной в ми-бемоль-мажор и построенной на простейших трезвучиях. Тут он помянул Антона Брукнера, любившего за органом или роялем услаждать себя простейшим подбором трезвучий. «Есть ли что-нибудь теплее, прекраснее, — восклицал он, — такого сплошного нанизывания трезвучий! Разве это не очистительное омовение души?» Эти слова Брукнера, заметил Кречмар, тоже красноречиво свидетельствуют о том, что музыку всегда тянет вспять, к первозданному, к любованию своими первоосновами.
— Да, — воскликнул Кречмар, — в самом существе этого странного искусства заложена способность в любую минуту все начать сначала, на пустом месте, ничего не зная о многовековой истории того, что им достигнуто, способность заново открывать и порождать себя. И тогда музыка снова проходит через все простейшие стадии развития, через раннюю пору своего существования и умеет кратким путем, в стороне от столбовой дороги своей истории, в полном одиночестве, не подслушанная миром, достичь неслыханных высот красоты. — Далее он рассказал нам анекдот, забавно и знаменательно иллюстрирующий суть его рассуждений.
В середине восемнадцатого века на его родине, то есть в Пенсильвании, процветала немецкая религиозная секта, разделявшая вероучение анабаптистов. Наиболее видные и уважаемые ее представители, жившие в безбрачии, были почтены наименованием «одиноких братьев и сестер», остальные же умели и в браке блюсти примерно чистый, богоугодный, строго упорядоченный и трудовой образ жизни, к тому же исполненный самоотречения и целомудрия. У них было два поселения; одно, называвшееся Ефратой, в Ланкастерском округе, и другое — Сноухилл, во Франклинском. Жители их с благоговением взирали на своего главу, пастыря, духовного отца и основателя секты, некоего Бейселя, в характере которого пламенное богопочитание дополнялось качествами духовного вождя и властелина, а экстатическая религиозность уживалась с неукротимой житейской энергией.
Иоганн Конрад Бейсель, сын очень бедных людей, родился в Эбербахе в Пфальце. Рано оставшись сиротой, он изучил ремесло пекаря и, странствуя из села в село, завязал связи с пиетистами и приверженцами баптистского братства, которые пробудили дремавшие в нем склонности — тягу к своеобразному правдоискательству и к безобрядному богопочитанию. Сблизившись опасным образом со сферой, которая у него на родине почиталась еретической, Бейсель, на тридцатом году жизни, решил бежать от нетерпимости Старого Света и эмигрировал в Америку. Там он поначалу работал ткачом в Джерман-тауне и в Конестоге. Но затем на него нашел новый порыв религиозного экстаза, и, повинуясь зову своего сердца, он удалился в пустынные дебри, где стал вести одинокую, скудную жизнь отшельника, посвященную одному только богу. Но, как это нередко бывает, бегство от людей лишь глубже связало беглеца с человечеством, и вскоре он в своем уединении оказался окруженным толпою восторженных учеников и подражателей. Вместо того чтобы отрешиться от мира, он в мгновение ока превратился в главу целой общины, вскоре переросшей в самостоятельную секту «Анабаптистов седьмого дня», которой он отныне повелевал тем неограниченнее, что сам никогда не стремился к пастырству и принял это служение вопреки своей воле и намерениям.
Бейсель не получил, собственно, никакого образования, но самоучкой выучился читать и писать, а так как его душа была полна мистических чувств и озарений, то он свел свои пастырские обязанности в первую очередь к писательству и стихотворству, плодами которых усиленно потчевал свою паству. Из-под его пера лились потоки дидактической прозы и духовных гимнов на утешение братьям и сестрам в часы досуга и для вящего благолепия молитвенных собраний. Стиль у него был выспренний, цветистый, перегруженный метафорами, темными намеками на святое писание и своего рода эротическим символизмом. Начало его писательской деятельности положил трактат о субботе, «Mystyrion Anomalias» («Таинство беззакония» (греч.) и собрание девяносто девяти «Мистических и зело тайных речений». За ними вскоре последовал целый ряд гимнов, певшихся на европейские хоральные мелодии, с названиями вроде «Божественное славословие», «Поле боев и борений Иакова», «Сионский кадильный холм». Эти маленькие сборники через несколько лет были объединены под слащаво-трогательным названием «Песнь одинокой и покинутой горлицы, сиречь христианской церкви» и сделались общепризнанным псалтырем анабаптистов седьмого дня в Ефрате. Многократно перепечатываемый и дополнявшийся произведениями других членов секты, мужчин и женщин, тоже зажегшихся огнем поэзии, сборник этот получил новое заглавие, а именно: «Райское чудодейство». В нем содержалось не менее семисот семидесяти гимнов — большинство весьма изрядных размеров.
Гимны эти предназначались для пения, но не имели нот. То были просто новые тексты к старым мелодиям, и так их и пели в общине многие годы. Но вот новое озарение снизошло на Иоганна Конрада Бейселя: дух божий подвигнул его, помимо роли поэта и пророка, взять на себя еще и роль композитора.
С недавних пор в Ефрате проживал некий господин Людвиг, юный адепт музыкального искусства, устроивший там школу пения, и Бейсель очень любил бывать на его уроках. Видимо, тогда-то он и открыл, что музыка представляет немало возможностей для расширения и украшения духовного царства, возможностей, о которых юный господин Людвиг даже не подозревал. Необыкновенный этот человек быстро принял решение. Отнюдь уже не юноша (ему тогда было за пятьдесят), Бейсель засел за разработку собственной, нужной ему для его особых целей теории музыки, прогнал с места господина Людвига, взял все дело в свои руки — и так успешно, что за короткий срок сделал музыку важнейшим элементом всей религиозной жизни поселения Ефраты.
Большинство завезенных из Европы хоральных мелодий казались ему не в меру натянутыми, искусственными и слишком сложными для овечек его паствы. Он хотел все сделать по-новому, лучше, создать музыку, которая, больше соответствуя их простым душам, дала бы им возможность со временем довести исполнение ее до немудреного совершенства. Так с отважной быстротой было придумано остроумное и полезное учение о мелодии. В каждой гамме, объявил Бейсель, имеются «господа» и «слуги». Решив сделать трезвучие мелодическим центром любой тональности, он возвел звуки, образующие этот аккорд, в ранг господ, остальные же нарек слугами. Итак, отныне ударные слоги текста почитались господами, безударные — слугами.
Что касается гармонии, то здесь он прибег к универсальному обобщению. Он установил таблицы аккордов для всех возможных тональностей, опираясь на которые каждый мог удобно разработать свои мелодии для четырех или пяти голосов, и этим вызвал целый шквал композиторства в своей общине. Так что вскоре не было уже ни одного анабаптиста седьмого дня, безразлично мужского или женского пола, который, пользуясь этим упрощением, не стал бы, в подражание учителю, сочинять музыку.
Ритм был той частью теории, в которую ему еще предстояло привнести порядок. Он это и сделал, причем весьма успешно. Строго различая в своей композиции ударные и безударные слоги, Бейсель попросту отмечал первые долгими нотами и вторые — короткими. Установить твердое соотношение между длительностью нот ему и в голову не приходило, но именно благодаря этому он сообщил значительную гибкость метру. Что вся музыка того времени писалась в определенных размерах и делилась на такты, он либо не знал, либо попросту этим не интересовался. Такая неосведомленность или беспечность больше, чем что-либо другое, пошла ему во благо, ибо неустойчивый ритм придал необыкновенную эффектность его композициям, в особенности написанным на прозаические тексты.
Однажды вступив на поле музыки, этот человек принялся возделывать его с таким же упорством, с каким добивался любой своей цели. Он свел воедино свои теоретические домыслы и предпослал их в качестве предисловия к книге «Горлицы». Неустанно трудясь, он переложил на музыку все стихотворения «Кадильного холма», некоторые по два, по три раза, а также все гимны, сочиненные им либо его учениками и ученицами. Не удовлетворившись и этим, он написал еще множество больших хоров на тексты, взятые непосредственно из библии. Казалось, он собирается по собственному рецепту изготовить музыку на все святое писание; впрочем, этот человек мог и вправду задаться подобной мыслью. Если он этого не сделал, то только потому, что большую часть своего времени отдавал упроченью созданного им, работе с исполнителями, преподаванию пения, — и достиг результатов необычайных.
Музыка Ефраты, сказал нам Кречмар, была слишком непривычна, слишком причудливо-своевольна, чтобы ее мог перенять внешний мир, почему она практически и погрузилась в забвенье, когда перестала процветать секта немецких анабаптистов седьмого дня. Но почти легендарная память о ней сохранилась на долгие десятилетия, и мы все же имеем смутное представление о том, сколь оригинальной и захватывающей была эта музыка. Пение, лившееся из уст хористов, имитировало нежную инструментальную музыку и пробуждало в сердцах слушателей небесную умильность и кротость. Все пелось фальцетом, причем певцы едва раскрывали рот, еле-еле шевелили губами, отчего создавался диковинный акустический эффект. Звуки словно бы ударялись о невысокий потолок молитвенного дома, и начинало казаться, что они, не похожие ни на что привычное человеческому уху и, уж во всяком случае, не похожие ни на какое церковное пение, нисходят сверху и парят над головами собравшихся.
Мой отец, рассказывал Кречмар, молодым человеком не раз слышал их, и, когда уже в старости вспоминал об этом в семейном кругу, на глаза у него набегали слезы. Ему довелось провести одно лето невдалеке от Сноухилла, и как-то раз в пятницу вечером, то есть в канун субботы, он сел на коня и поскакал в Сноухилл, чтобы послушать, даже не входя в их молитвенный дом, как справляют свой праздник эти набожные люди. С тех пор он постоянно туда возвращался; каждую пятницу, едва солнце начинало клониться к западу, его охватывало страстное нетерпение, он седлал коня и мчался три мили, чтобы услышать это неописуемое, ни с чем на свете не сравнимое пение. Старик Кречмар, бывавший в оперных театрах Англии, Франции и Италии, говорил, что то была музыка для уха, звуки же Бейселевой музыки глубоко проникали в душу и были словно предощущением рая.
— Великое искусство, — заключил лектор, — оно, как бы в стороне от времени и собственного движения в нем, сумело создать свою особую малую историю и окольными дорогами прийти к столь необычайной одухотворенности..."(с)
Apriori11-10-2007 13:44 #1
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
Блин. на работе не дают.
дома прочту - скажу.
ага
:): - смайл Шрёдингера
Астролябия11-10-2007 16:43 #2
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Замечтательно!
cut11-10-2007 17:26 #3
cut
Забанен
Группа: Passive
Астро! Я рад, что Вы оценили) А то в последнее время появилось много любителей хулу возводить на моих любимых немецких "пост-романтиков".

Собственно, по теме: я выложил этот текст как некую "затравку". В другом переводе лекция называется "Об элементарном в музыке" или "Музыкальные праэлементы". Хотелось бы услышать мнение об этих "праэлементах", как вообще понимается разными людьми роль "праэлемента" в музыке и других искусствах, увязка одних "праэлементов" с другими. Допустим, на уровне - что выразительнее, нота, слово или штрих, и почему.
считаю, что здесь мы ничего считать не можем(с)
cut11-10-2007 17:30 #4
cut
Забанен
Группа: Passive
*нота, слово, штрих, кадр забыл)
считаю, что здесь мы ничего считать не можем(с)
Астролябия11-10-2007 19:23 #5
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Еще есть великая штука - цвет. Есть и нечто общее, что объединяет все эти элементы из разных систем - ритм. В общем, про элементы я бы еще подумала: слово или звук? нота, ничего не несущая сама по себе, или набор нот - аккорд или мелодия? Кадр или жест (элемент движения) - который не только к кино относится, но и к театру? Есть о чем поразмышлять...
cut11-10-2007 19:39 #6
cut
Забанен
Группа: Passive
Вот-вот. Скажем, в чём часто проявляется сущность музыки? Как ни странно в некоторой "арифметичности" построений. Как у Бейселя. Система "господ" и "слуг". Сама по себе нота ничего не обозначает, естественно, но в ладу, в системе, она является "господином" или "слугой". Это формальный аспект. Есть аспект противополжный - сочетание нот в мотив, интонацию, т.е. - индивидуальное, субъективное.

Вопросы: а) где "золотая середина" между рациональным и ирациональным? стоит ли вообще систематизировать, или такая система не нужна? Откуда вообще берётся тяга к систематизации? б) что запечатлевает музыка, каков субъект этого искусства? в) есть ли подобная систематизация в других видах искусства, и в чём различие между системой организации праэлементов в музыке и, скажем, в живописи/рисунке?
считаю, что здесь мы ничего считать не можем(с)
Астролябия11-10-2007 20:21 #7
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Кстати, интересно - если нота сама по себе ничего не значит (разве что ее тембр и протяженность), то цвет влияет на человека очень сильно! Посади человека в комнату, где звучит продяжное до или там ля - важен будет именно тембр, громкость, а не то, которая нота поется. И посади в желтую или синюю комнату - даже физические показатели будут разные (давление там, частота пульса). Мдя...
И, тем не менее, в цвете та же система слуг и господ. Колористика.

Что могу сказать про а, б и тд - так это чистое имхо! :+) Итак, имхо.

а). В "почувствовать середину" и заключается талант и опыт мастера. И рацио, и иррациональное важно в любом творчестве. Систематизировать стоит, если хочется это делать (варианты: интересно, чувствуется необходимость, есть желание разобраться). Тот, кто не систематизирует, превращается в истерика, который пытается бездумно заливать в тексты (музыку, живопись) чувства и просто технику (с первым понятно, пример второго - плескание краски на холст. Типа экспрессия. Типа масло на холсте. Типа круто.) По-моему любой творец имеет периоды анализа и синтеза. Анализируя, изучает. Синтезируя, создает отпечаток своей личности (я говорю про крайности. Конечно, не бывает одного без другого, все дело в пропорции). Есть те, у кого преобладает анализ, есть те, у кому важнее синтез. Это особенности личностей. Начинаются споры о "поверить алгеброй гармонию" и "существует ли вдохновение". Оно все должно быть! Нужна та самая золотая середина, которая... (см. пункт а с самого начала :+))) с поправкой на личностный коэффициент.

б). Я не музыкант. Мало того, я уже год, наверное, четвертый не слушаю музыку вообще. То есть она мне не неприятна, но я почувствовала некое давление, воздействие на меня чужих вибраций, ритмов. Мне своих хватает. Мне хорошо в тишине и бытовых ритмах. Вообже, я соглашаюсь с чьими-то словами, что музыка - абстрактнейшее из искусств. Правда, абстрактная живопись подошла довольно близко к этому рубежу, но никогда не перейдет его - человек способен в любом ляпке краски видеть образ. А музыка несет что-то извне человеческого опыта. Будто музыкант управляет не роялем и дудочкой, а какими-то запредельными духами. И высшими, и низшими (вспомним, как дергаются ноги под рок-н-ролл и как впадают в транс люди от шаманского бубна) Полагаю, музыка в чистом виде оперирует пропорциями, гармониями и прочими математиками. Даже в попсе - если говорить о ее музыкально-ритмической основе, а не о голых тетках и тупых текстах. Что же субъект музыки я для самой себя до конца не вывела. Повсему выходит, что музыка - образ математики. Но вообще - хз :+))

в). Несомненно, систематизация есть во всех видах искусства! Про организацию - так получилось, что написала в самом начале. Разница в систематизациях несомненно есть, так как элементы разные! Но ритм, видимо, един для всех. Несмотря на то, что музыка - больше временнОе искусство, а, скажем, живопись - пространственное. Ритм, видимо, каким-то образом отпечатанное в искусстве время. Больше не буду ничего писать, а то ухну в описание гармонизации цвета и различия/сходста пятна и линии.

PS - можно поднять труды Скрябина по цветомузыке (Они были? Должны непременно!) и Кандинского (у меня есть). Интересно сравнить их, т.к. жили они в одно время, и один был - музыкант, другой - художник. Оба пытались найти общее в музыке и цвете, оба и анализировали, и синтезировали. Вот.
Астролябия11-10-2007 20:25 #8
Астролябия
Автор
Группа: Passive
*сорри, опечатки, не буду править, чтобы не заполонять большим текстом почтовые ящики подписавшимся на тему.
cut11-10-2007 20:26 #9
cut
Забанен
Группа: Passive
У Скрябина есть труды, разве? Но о системе я посмотрю. Кандинского - надо-надо-надо!!! Я так и не прочитал это книгу, не успел - пришлось подарить))) Более подробно отвечу на Ваш пост чуть позже.
считаю, что здесь мы ничего считать не можем(с)
Астролябия11-10-2007 21:01 #10
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Про труды Скрябина не слышыла, но не мог же он молчать, написав "Прометея"? Может, воспоминания какие хоть есть... Поискала по сети, нашла интересную сылку http://prizmus.narod.ru/p14.htm - История синтеза цвета и музыки. Сейчас почитаю. А Кандинский у меня в электронном виде есть, могу прислать.
Apriori12-10-2007 12:53 #11
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
Офигенно.
Хит, спасибо.
Астролябмушка, и тебе !
:): - смайл Шрёдингера
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 25 •