Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Ни сегодня нет, ни завтра. Разве кто поймёт то, что недостижимо.
Ригведа
Правил: screamer, 25 04 2009 09:49

Монетный двор
первые недели обновленного сообщества
Событие:
screamer, 24 04 2009 04:53
Полузакрытое Сообщество Литературные обозреватели
Взгляд изнутри
Вместо эпиграфа:

Ицхак Скородинский

Наобум


В амёбообразном студне нашей с Вами общей действительности, братья мои - сетераторы….
Да, пробарахтываясь в этом желеобразном сиропе к вещности сути событий….
К сути….
Событий….
Я отчётливо понял, что….
…Что время жизни моей необъятно, и что даже за час до того, как случится кондрашка в моём раскалённом мозгу, я буду бессмертен….
И, не подозревая ни о чём, буду пробарахтываться наобум к….
Покою….
…И воле.


Какое сообщество без обзоров? Точно не третьестороннее, точно не наше монетное. Хочется ткнуть Вас, милый читатель, носом/взглядом/на выбор в разнородную смесь стихотворений, на обсуждение которых я Вас провоцирую. Этот обзор представит стихотворения в препарированном виде. Вы же вольны разрезать еще пару строк, покопаться во внутренних построениях, поискать новые смыслы или, не читая моих комментариев, насладиться последствиями вдохновения авторов.Второе творение выступает в номинации «Пойми меня как хочешь», с любезного позволения автора.

Lignum Vitae

Песня бесполезного человека

Жёлтые сосульки окон лапают лицо, с видом стратега дёргают уголки губ. Лоскуты меня выражают, выражают подклад скафандра страх радости
радость
свобода
прямая линия
Хочу носить с собой нож и красить каждого, кто узнает меня. Не крадите. Ходули в асфальте
сглатывай
мир занято
итерационное
передвижение
от зла к злу
Хрустящей тряпочкой намотаться на агрессию. Болванчиком кивать ударам. Даром, даром, дайте
упругое в упругом соусе
вприсядку
усы, подтяжки
гвозди во рту
нагнетание
Половина меня равна четверти. Рука – сувенир с отрицательным ценником. Пат в начальной позиции
оказия и я
мультиплатформенная немощность
заза-за полкой запонки
царапинки в клетке
вместо креста
Женщина выгуливает девочку. Я смотрю ей в глаза и тону глухими ногами. Времени нет
скол изоленты
торсион
лужа в резиновых камнях
зубы, небо
под рёбрами сверчок
Дшшшшшшт'дшшшшшшшт'дсшшшшшшшшт'. Пробоины шлют сигналы в кромке. Читать больше нечего
чёрное приходит по утрам
весело струны есть
многое без
малое без конца
купол пол


В глаза бросается необычная форма: строгое чередование тире-точка. Длинная прозо-строка, короткие выбросы слов в следующих пяти строках. Вот такой четкий песенный ритм. Все это крупная форма повтора, без телескопа очевидная. Если уменьшить масштаб, заметны станут удвоенные слова: выражают, зло, даром, упругое, без, и даже тройное за. Понятно, что это не заикание лирического героя, а обычное усиление, однако, разбросанные равномерно по всему тексту, повторы создают ощущение однородности. Включим слух: на этом уровне стихотворение прошито нитками созвучий. Возьмите любую фразу: слова в ней непременно перекликаются одинаковыми фонемами и часто – слогами.
«стратега дёргают уголки губ…», «упругое в упругом соусе вприсядку…», «читать больше нечего чёрное…»
Если не выговариваете какую-то букву, лучше не беритесь за чтение этого стихотворения, обязательно увязнете в какой-нибудь строке. Вышесказанное – о форме, которая не только соответствует песне, но и организует текст в неразрывный поток, переливающийся аллитерациями.

Мой вариант понимания (пересказ ассоциаций):
Вечер, желтые окна дают ощущение радости, заставляют улыбнуться. А над окнами – темное небо, в мыслях – полет, по прямой, чем дальше, тем свободнее. Смена кадра. Улица. Хочется чего-нибудь надежного в кармане, вокруг много незнакомых людей. Интересно, сколько – знакомых? Можно ходить с кисточкой и на лбу ставить отметку всем, кто со мной поздоровается, и тогда – посчитать точно. А в целом так и тянет сказать: Не крадите. Ведь не убивайте – бесполезно. Мир – комната с защелкой занято-свободно. Так вот – занято. Все пошагово переходят от зла к злу, лишь увеличивая порядок точности. Смягчать собой удары? Дайте людям хлеба и зрелищ, может, воевать перестанут. «Половина меня равна четверти. Рука – сувенир с отрицательным ценником.» 1+1=2. И хорошо бы, но без вариантов. Смена кадра. «Женщина выгуливает девочку». Я останавливаюсь и смотрю, хоть и времени нет, сыро и холодно. Смена кадра. Страшная картина: по утрам не светлеет, вокруг много сущностей, но нет чего-то главного, все – второстепенное. Взгляд наверх - под ноги.

Третье произведение будет интересно художникам. Читайте скорее, пока карандаш не зарисовал.

Мизинчиковый Шивозвоныш

Карандаш рисует белым

карандаш мой первый помню как я тебя очень тихо с тобой...
но я нечаянно
нарисую сейчас что-то
и всё изменится..
________ Белый покойник наверстает упущенное..
..а потом я родился
специально подождал пока я что-то смогу взять в руки
то есть управлять, использовать это

дождался.. и согрешил пред собой
взял этот карандаш в руки -
а карандаш рисует белым

___________ А КАРАНДАШ РИСУЕТ РАНЬШЕ МЕНЯ


Нарисованный белым вольный стих, превращающий карандаш в основную тему ночных кошмаров. Время в этом стихотворении выписывает причудливые зигзаги. Начало – воспоминания лирического героя: вот он берется за карандаш, и все меняется. Линия – и он мертв? Но после двух точек лирический герой рождается, снова берет в руки карандаш, снова теряет контроль. Так мы, обретая жизнь, мгновенно перестаем владеть ей. Впрочем, думайте сами, о чем это произведение.Ритмически стихотворение напоминает рисование на краю листа: то и дело срывается рука в пустоту. Первые четыре строки – причитание с двумя ударениями на каждую. В четвертой до края меньше миллиметра, и вот – срыв:
«…нарисую сейчас что-то
и всё изменится…»
Интересно использование линий в стихотворении, они не простое украшательство или оформительство, они – часть действия, они – реплики второго героя.

С точки зрения звука стихотворение не тормозит восприятие на удачных аллитерациях, равно как и на неудачных: их нет. Из метафор – разве что белый покойник, но автор не указывает, кого он имеет в виду. Используется многократный повтор «рисует» и «карандаш», вбивая в голову весь ужас этого действия. На фоне предельно простых фраз, выступает сильное эмоциональное наполнение, оставшееся где-то за кадром, в связях строк, в многоточиях…
А карандаш вполне одушевлен, рисует сам по себе.

Продолжая тему изобразительного искусства, представляю Вам, надеюсь, не уснувший, читатель, двухцветное стихотворение:

glooMy

Стихи под запретом

Красный. Черный.Две разности, вот вам сочетание Умножение, сложение
Следите за рукой,
Внимание!

Черный. Красный.
Мешаем, режим, клеим
Как анонимное письмо
Газетных и журнальных букв
Кругом полно

Красный. Черный.
Украсть, спасти, перечеркнуть,
Снять трубку,
Позвонить,
Чихнуть.

Черный. Красный.
Убить, зарезать, раздавить?
Нет!
Лучше выкуп получить.

Красный. Черный.
Таблетка, выпивка, еда
Взгляд в угол
У-с-т-а-л-о-с-т-ь давит на глаза.

Черный. Красный.
Заснуть, вернуть себе себя
Вот выкуп - память
Ну а я
Смешал два цвета
Получил:
Диагноз - боль
Указ - лечить.


Это стихотворение невозможно пересказать, его можно только рисовать. Мастерски автор перемешивает буквы. Фокусное расстояние меняется, картинка становится четче. Большие красные и черные части дробятся, перемешиваются, выстраиваются. Если все же попробовать пересказать, выйдет примерно следующее: лирический герой берет в заложники самого себя, решает свою же судьбу, договаривается о выкупе; сознание замутнено усталостью и болью.Текст четко структурирован: рифмы построены попарно, равномерно вкраплены в полотно строк. Возможно, кого-то смутит их глагольность, но ведь это определяет динамику стихотворения. Кроме явных рифм, стихотворение связано созвучиями: украсть-спасти, трубку-убить, зарезать-раздавить, взгляд в угол, диагноз-указ. Стройности и стремительности добавляет рефрен красный-черный.

Удачный образ вырезанных из газет и журналов букв мгновенно вводит читателя в атмосферу похищений, преступлений, анонимности. Только последние две строки переворачивают понимание текста и переводят его, скорее в изучение больного сознания лирического героя. Интересно расчленение усталости в у-с-т-а-л-о-с-т-ь, хотя, казалось бы, совсем простыми средствами получено. А какой эффект: и растянутость во времени, в теле лирического героя, в осознании каждой капли этой усталости, и словно составленность из все тех же вырезанных букв.

Легче понимается в уставшем состоянии.

В свете болезненности предыдущего лирического героя логично будет смотреться стихотворение.

YakovBorodin

L'hopital-всраль

танцует ритм часов. все спит. покой и глубина. один лишь я
рисую на стене, во мгле
мигает глазом ручки дверь..
там за окном - свобода. тут
сердце и глаза все в пелене бинта

Зеленые волны былого - пылкие
Разгуляйтесь опять в глазах моих бликами!
Я хочу разорвать бечевки на венах –
Потускнело в серых буднях пилюль
Иссохло волос моих сено..
Кричат мне – постой,
Не все еще трещины зажили,
Потерпи, ну, потерпи –
и нежно, как животное дикое,
укрощают халатом и
капель-
-ницей.
Трусишки вы! Вы простые трусы!
Я таких с собой не беру.
А ну – больные, здоровые,
Полуживые –
за мной! Кончайте
Купаться в своем больничном бреду!
Что? Не можете?!. Не хотите...
Да поймите – мне ни жарко,
Ни холодно, только как-то надломано..
Нет, не нашел я истину в дефибрилляторе,
Не очнулся я утром гением...
Просто, один я, а в доме
Некому поливать растения.


Произведение поразило меня разнообразием возрастов лирического героя, хотя и не остается сомнений, что это один и тот же человек, почти в один и тот же момент времени. Начинается стихотворение с тихой и темной больничной ночи, знаете, когда часы и лампа в коридоре. Здесь же аллитерации с – тишина и т – стук часов, который, кстати, танцует – очень меткое сравнение, если долго вслушиваться, он действительно перестает быть однородным. Лирический герой – связан, разбит. Он призывает прошлое, словно будущего нет, словно все прожито, поэтому оценка возраста – старость. Но тут же – бунт: лир.гер. рвется на свободу и с каждым словом становится моложе в глазах читателя, все же оставаясь взрослым, укрощенным. Вдруг – новый рывок, не просто протест, а потрясающий контраст: от «Иссохло волос моих сено» к «Трусишки вы!». Детское же, детское! Ведь это дети так воспринимают действительность. Ставят ультиматумы на уровне «играю – не играю»; заявляют «Вы простые трусы!»: от недостатка подходящих эпитетов употребляют «простые», но, тем не менее, осознают, что эпитет – штука сильная. А после – снова юношеская горячность, лозунги, крики. И переход, такой логичный переход к доверительному тону: «Да поймите…», когда не следует желаемой реакции. Последние шесть строк остаются в памяти, они просты, но настолько точны, что идеально передают состояние лирического героя.

Интересные приемы: в тексте все показано через восприятие одного человека (нет, это не является интересным приемом). Однако, удерживающие кто-то рисуются вполне определенно, их голоса слышны, инверсия «Не все еще трещины зажили» задает увещевательную интонацию. А разрыв капель-ницей словно показывает момент включения капельницы.

За эмоциями в первые -цать прочтений сложно разглядывать форму, а после –цатого уже и не хочется. Но, раз читается в бесстолкновительном режиме, значит форма соответствует содержанию. Психологизм и нерв.

Я все ждала, когда следующий автор выдаст что-нибудь разэтакое, и вот вам, пожалуйста, весеннее обновление:

otlip

Обновление

Труха. Кроты- Трупы
Подвешены
На робе.
Шлем стали,
Голова,
Глазные яблоки
В копоти-
Видел когда?
Статуя,
Держи мою грудь!
Оживай!
У меня вместо сердца
Обрубок замерших чернил,
Я давно их ношу
Для тебя.
Ешь десерт!
Ешь!
Твои кости
Завизжат.
---
Теперь
Моя грудь-
Зародыш
Хрупкий: чистый, маленький, мой хороший – я тебя сберегу. Маленький мой зародыш, я тебя никогда не замараю, слышишь?
Тонкие мои ребра, я никогда не допущу, чтобы вы стали тонкими паучьими лапками. Вы будете живые, вы будете дышать.
Я вас никому не отдам. Я вас никогда не дам на съедение этим тварям. Никогда, слышите?


Первая часть стихотворения (вертикальная) – часть смерти: труха и трупы, глазные яблоки в копоти, словно сгоревший космонавт. Чем его оживить? Лирический герой предлагает сердце, которое – обрубок замерших чернил (чернила – перо – письмо - слово). Можно подумать, что слово умеет оживлять. Черта. Теперь – кто-то жив, вроде тот самый космонавт, который к своей новой жизни относится нежно и трепетно, бережет ее от всяких космических тварей. Такую картинку нарисовало мне воображение.По звучанию текст интересен переходами от трупности р, гладкости л к оживляющим ж и обнадеживающим д-т – в первой части, укачивающими ш – во второй.
Из запоминающихся образов: глазные яблоки в копоти, вместо сердца обрубок замерших чернил, ребра – паучьи лапки.
Хорошо, но мало.

На этом временно – все.

Вместо эпилога

Joshua Ischiatic

смерть алфавита в тюрьме

Apriori24-04-2009 09:41 #1
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
Спасибо, Аня!
:): - смайл Шрёдингера
levitatcia24-04-2009 12:33 #2
levitatcia
Автор
Группа: Passive
Анюююта! нет слов!

овации
screamer24-04-2009 12:52 #3
screamer
Автор
Группа: Passive
да вам спасибо)
тсмщики, кто там хотел чего обсудить? я ведь только с одной моей стороны посмотрела.
Aurthem25-04-2009 09:29 #4
Aurthem
Автор
Группа: Passive
О, интересно. Что-то я понимал по-другому, что-то вообще не.
не слышу
screamer25-04-2009 09:51 #5
screamer
Автор
Группа: Passive
внимание, акция! уникальная возможность! скажи, как ТЫ понимал ЭТИ стихи!
YakovBorodin29-04-2009 06:04 #6
YakovBorodin
Автор
Группа: Passive
вот как я понял:
- песнь бесполезного человека - сознание иногда просыпается, глядит по сторонам, удивляется собственной оболочке, начинает тошнить от увиденного и опять прячется - так проще дожить.
- карандаш рисует белым - иллюзия свободы застряла комом в горле Судьбы и нифига с этим автор не может сделать.
- стихи под запретом - в свете недавне-неудачного прошлого настоящее вызверилось в краски моей гостинной - красный и черный. схватили за горло блики воспоминаний, теребят, и надо от этого как-то избавляться. только автор еще не знает - что лечить прошлое - это бесполезное и неблагодарное, а чаще всего и вовсе ненужное занятие.
- всраль - свинство! если человек готов на свой страх и риск болеть чем-то - пустите его. лучше, скажем грубо, сдохнуть в полете, чем жить в луже.
- обновление - ну, ясен пень, слова, слова, слова бесценны, смыл их вечен, и у каждого, как водится, свой собственный. и если вы - не понимаете мои слова, идите вы сами знаете куда. а так как те, кто понимают находятся как правило, где-то далеко и не способны видеть эти слова, лучше я вообще никому ничего не скажу. хмм, что не лишено некоего смысла. хотя если уже создавать чувства, мысли и смыслы - лучше их пускать в свободное плавание, как послание в бутылке. кто-нибудь на острове, забытый и заросший, обязательно найдет..фз - может, даже спасет его это чем-то. эгоизм - держать ценности в ящике. тупизм - отпускать г-но в прорубь и кричать, что так оно и надо. только все чаще встречаешь мигрируещую в проруби вонючую субстанцию, в то время как смысл в бутылке так и остался запертым в шкафу. потому что автор не хочет никому его отдавать. не жадничайте. нам всем надо. а кому не надо - у них есть прорубь :)
вот так.
-let's play whatever..as long as we look cool doing it-
Долбоёб30-04-2009 13:01 #7
Долбоёб
Уснувший
Группа: Passive
Скорее это плохо - трогать стих мозгом
Мозг это словно некий фильтр - причём он отсеивает вообще всё..
Зеркало отразило зеркало и разбилось
а эхо боялось камней
screamer30-04-2009 17:13 #8
screamer
Автор
Группа: Passive
скорее это честно - ожидать, что читатель будет воспринимать стих тем, чем ему больше нравится.
а вы умеете читать без участия мозга?
YakovBorodin30-04-2009 23:55 #9
YakovBorodin
Автор
Группа: Passive
хах..пришло в голову:
объявляется набор на курсы ускоренного безмозгло-чтения!
мы научим вас воспринимать слова на тонком уровне!
быстро и безболезненно!
хватит тратить время на понимание!
учитесь восприятию!
результат - на лице меньше хмуренности,
расслабленные морщины мозга
и полное счастье!
звоните: 1-800-gas-hi-sh
- это опять же, мое мелкое подтрунивание над теми, кто не умеет.
-let's play whatever..as long as we look cool doing it-
Долбоёб03-05-2009 16:10 #10
Долбоёб
Уснувший
Группа: Passive
Я имел в виду - трогать стих всем чем попадётся! Не только мозгом... вешалками, мылом, покойниками, стульями, моргом
Смотреть на него то с одной стороны, то с другой.. то вообще не смотреть, но видеть, то видеть но не смотреть... и без того и без этого
Во время похорон читать его, во время свадеб
Короче делать с ним всё что только в голову придёт и уйдёт, или вообще не придёт, но уйдёт
Короче, пока он не изчезнет полностью - а это значит он ВЫЖИЛ
screamer03-05-2009 16:12 #11
screamer
Автор
Группа: Passive
какая трагичная жизнь у стиха.:.(
YakovBorodin03-05-2009 17:22 #12
YakovBorodin
Автор
Группа: Passive
шивозвоныш, у вас - хооршие вирши, но не надо путать авангурт с тупизмом.
не говтори вещей, которые не имеют смысла.
-let's play whatever..as long as we look cool doing it-
Долбоёб03-05-2009 23:26 #13
Долбоёб
Уснувший
Группа: Passive
К СоЖАленИЮ пРЕДпОЧИТаЮ тУпИЗмЫ И пОЛнЫЕ бРЕДяТИНы...
сМЫсЛ дЛЯ мЕНя иМЕЕт вООбЩЕ вСЁ
otlip04-05-2009 13:15 #14
otlip
Уснувший
Группа: Passive
Спасибо, что взялись разбирать стиш. Наверное, это самый длинный разбор какого-либо моего произведения :)

YakovBorodin, даже не знаю, что вам сказать. Вы хороший поэт, раз слюна хорошо брызжет. А вообще у меня блок стоит на дарования людям секретов, так что у кого нет проруби просто так ничего не дам (ну или крайний случай какой) Спасибо.
YakovBorodin05-05-2009 11:58 #15
YakovBorodin
Автор
Группа: Passive
ОТЛИП: прорубь...она, нах,
есть у всех! и о ней никто не узнает, если вы первые не начнете о ней говорить) а ваш слон...ну...чтож - он похож на мой - в воображении,
мой карандаш рисует черным
и белым.
-let's play whatever..as long as we look cool doing it-
otlip08-05-2009 17:09 #16
otlip
Уснувший
Группа: Passive
YakovBorodin, смотря как сказать-говорить. Не на каждого харизмы и длины стебля твоего хватает. Бывает мимо все разговоры, а ты будешь потом долбить по голове его своим восковым телом, чтобы не угадал, что у тебя шея свёрнута.
Спасибо Вам и Вашему слону!)
glooMy17-05-2009 17:11 #17
glooMy
Уснувший
Группа: Passive
оу..давно не заходил и не знал, что стихотворение в обзоре)
честно говоря, открыл для себя в своём же что-то новое.
спасибо. блестяще)
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 27 •