Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Совершенномудрый ... подобен отцу, заблудшего сына возвращающему на истинный путь.
Мо-цзы

О штампах

  Ветка: В. И. Ульянов (Ленин), 16 07 2008 12:47 Метасообщество Мастерская / Дискуссии Мастерской  
Страницы:  1  2  3  > »
Для цитирования фрагмента чужого высказывания, выделите его мышкой и нажмите Ctrl+Enter
В. И. Ульянов (Ленин)16-07-2008 12:47 №1
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Разговор о штампах хочу начать со слов редактора журнала «Порог» Алексея Корепанова:

«Просто убивает обилие штампов. Ребята, старайтесь писать по-своему, избегайте этих бесконечных «звонко щебечущих птиц», «побелевших костяшек пальцев», «потемнения в глазах» и прочая.

Повторяю банальный совет: больше читайте «классиков», перечитывайте, не столько уже следя за развитием сюжета, сколько изучая технику письма; не ЧТО написано, а КАК написано. И пробуйте писать образно, в своем стиле – и просто (но не в смысле «примитивно»!), без излишней вычурности, украшательства. Напомню карамзинистов: «Пестрые толпы сельских ореад сретаются со смуглыми ватагами пресмыкающихся фараонид». А проще написать: «Деревенским девкам навстречу идут цыганки». Или из Марлинского: «Ощипанные гуси, забыв капитолийскую гордость, словно выглядывают из возов, ожидая покупщика, чтобы у него погреться на вертеле». То есть: «продаются гуси»… Но простоты типа «он пошел и пришел», конечно же, тоже следует избегать»

«Штамп
языковой и литературный, выразительные средства языка и литературы, которые стереотипно воспроизводятся в текстах (главным образом в беллетристике) и воспринимаются как признаки "клишированности" мысли, мнимые "стилистические красоты". Наборы модных словечек, словосочетаний и фраз, тем и сюжетов, шаблонных образов, инерция приёмов "готовой художественности" влияют на всех, пользующихся языком. Чаще всего Ш. проявляется в т. н. "формулах" художественной речи: "чёрное золото" (и рабы, и уголь, и нефть); некоторые структуры заглавий ("Когда...", три соположенных существительных в именительном падеже и т.п.). Угрозу штампы таят в себе многочисленные "писательские экскурсии" в страну детства в современной советской литературе, серийные обращения к образам розы и соловья в тюркоязычной поэзии, рифмы типа "моя — не тая". Некритическое отношение к штампам мешает проявлению творческой индивидуальности, делая писателя и любого говорящего жертвой "инерции стиля". Но в разных сферах общения — в быту, в науке, публицистике, художеств. литературе и т.д. — отношения между Ш., экспрессией и стилистически нейтральными элементами языка (которые тоже постоянно воспроизводятся в речи) не совпадают. Чуткий художник всегда находит способы преобразования Ш. (так, например, модное слово "окоём" окружено тонкой иронией строчки поэта А. Межирова "Владыки и цари глядят за окоём..."). Тенденции Ш. к распространению, превращению его в общее "правило" противостоит стремление писателей к созданию собственных "поэтических правил", к "новизне материала и приёма" (В. Маяковский, "Как делать стихи?"). Границы между "формулами" как устойчивыми единицами художественного языка и общеязыковой фразеологией, свободной от примет банального словоупотребления, подвижны. Так, выражение "невооружённым глазом" может ещё восприниматься и как Ш., но словари уже фиксируют его превращение в стилистически нейтральный фразеологизм»

Лит.: Костомаров В. Г., Русский язык на газетной полосе, М., 1971; Шмелев Д. Н., Слово и образ, М., 1964; , Художественная речь, в кн.: Книга о русском языке, М., 1969.

Штампы делают произведения серыми и блеклыми. Употребление затертых выражений лишает речь экспрессивности, «души» - что главное в творчестве.
Писатель Л. Успенский в книге «Культура речи» пишет: «Штампами мы зовем разные приборы, неизменные по форме и дающие множество одинаковых отпечатков. У языко- и литературоведов «штамп» оборот речи или словечко, бывшее когда-то новеньким и блестящим, как только что выпущенная монета, а затем повторенное сто тысяч раз и ставшее захватанным, как стертый пятак»: мороз крепчал, широко распахнутые глаза, цветастый (вместо цветистый), с огромным энтузиазмом, целиком и полностью и т.д.

Недостаток речевых штампов в том, что они лишают речь своеобразия, живости, делают ее скучной, кроме того, создают впечатление, что написанное уже известно. Естественно, такая речь не может привлечь и поддержать внимание адресата. Этим и обусловлена необходимость борьбы со штампами.

Часто авторы используют канцеляризмы.
Когда в обычном разговоре, в беседе, в живом выступлении вместо простого и понятного слова "рассказал" слышно "осветил вопрос", а вместо "предложил обменяться опытом" "поставил вопрос об обмене опытом", становится скучно.
К.И. Чуковский считал, что засорение речи подобными словами это своего рода болезнь, канцелярит. Еще Н.В. Гоголь высмеивал выражения типа: перед начатием чтения; табак, адресуемый в нос; для воспрепятствования его намерению; событие, имеющее быть завтра.
Речевые штампы, деловая лексика и фразеология нужны в определенных типах речи, однако надо постоянно следить за тем, чтобы их использование было уместным, чтобы не возникали стилистические ошибки.
В. И. Ульянов (Ленин)16-07-2008 13:57 №2
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Apriori, ответ тоже есть выше. Если об этом сказали классики, то повторять зачем? Было сказано, использовано. В чужих руках теряет блеск:)
Мария Гринберг16-07-2008 13:58 №3
Мария Гринберг
Автор
Группа: Passive
Да, Пушкин не стеснялся, и любовь с кровью срифмовать ему ничего не стоило, и мороз у него крепчал...
Видно, надо в таких случаях говорить спасибо Дантесу?
В. И. Ульянов (Ленин)16-07-2008 14:00 №4
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Мария Гринберг, ну так откуда взялись штампы? Как раз штамп это случай, когда современные авторы используют фразы и обороты классиков, не прилагая творческих усилий.
Мария Гринберг16-07-2008 14:50 №5
Мария Гринберг
Автор
Группа: Passive
Ну да, но вот что есть штамп? Если Пушкин написал "мой дядя", так что ж мне теперь, только про тёть писать можно?
Или вот взъелся этот Корепанов на побелевшие костяшки, ну так что ж делать, если они белеют, когда слишком сильно сожмёшь оружие - отличная деталь, показывает волнение, тремор, объясняет промах? Зачем что-то ещё выдумывать?
Я понимаю, оригинальное сравнение, ну, хрестоматийный пример, у Чехова, гром в степи раскатывается, будто кто-то идёт босиком по железной крыше - понятно, этого нельзя, так это уже не штамп, а просто плагиат?
В. И. Ульянов (Ленин)16-07-2008 14:53 №6
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Мария Гринберг, это то, что приелось.
Вот сейчас читаю рассказ. Сравнение: черные, как смоль.
Мария Гринберг16-07-2008 15:27 №7
Мария Гринберг
Автор
Группа: Passive
Да вот, хороший, кстати, пример, "как смоль" - штамп, "как мокрая смородина" - плагиат, "как снег в апреле на обочине шоссе" - нудно... ну куды автору податься?
Ну а для чего тогда ветки делать, Apriori? Именно ж хочется до чего-то докопаться?
ocker16-07-2008 15:40 №8
ocker
Уснувший
Группа: Passive
Ударим кулаком оригинального слога по штамповке и приелостям!!!
(меня сюда направили) :))
В. И. Ульянов (Ленин)16-07-2008 15:42 №9
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Вспоминаю Оруэлла... у него машины книги писали:) Вот так я понимаю штампы. Набор универсальных фраз, которыми можно передать любой сюжет, ситуацию. А в чем тогда суть творчества?:))

Кулаком бить тут не стоит. Не для этого размещается материал.
Мария Гринберг16-07-2008 15:45 №10
Мария Гринберг
Автор
Группа: Passive
Ну вот давайте конкретный пример, с чёрным этим... кстати, а что там чёрное?
Придумаем самое оригинальное сравнение?
В. И. Ульянов (Ленин)16-07-2008 15:47 №11
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Интересная идея!
Вообще надо открыть копилку штампов и оригинальностей:))

Мария Гринберг, может, зайдешь, откроешь?
ocker16-07-2008 15:49 №12
ocker
Уснувший
Группа: Passive
Ах, простите. Чувствую себя школяром перед училкой. Вы как всегда, Инна, весьма серьёзны. Да. Всё правильно. Вы хороший материал разместили.
ocker16-07-2008 15:58 №13
ocker
Уснувший
Группа: Passive
Я-то как раз тут и начал первым улыбаться. :))
Астролябия16-07-2008 15:58 №14
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Как газовая сажа. Как мертвый жк-монитор. Как винил. Как бархат. А вообще всегда ли нужно "как"? Я каковости не люблю обычно в таких простых вещах как описание, скажем, черного. Вот если нужно одновременно и черноту, и бархатистость, или там аромат - тут они к месту будут. Черный как пыльная буря, черный как ствол мокрой липы - чот такое.
В. И. Ульянов (Ленин)16-07-2008 16:05 №15
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Астролябия, мне тоже мертвый монитор понравился (запомнился))
Астролябия16-07-2008 16:07 №16
Астролябия
Автор
Группа: Passive
горячий, как солнце и мокрый как дождь!
воистину круто, без шуток! Жаль, они не понимают, какую профанацию сравнениям устроили шикарную. В ТОНГ их, в ТОНГ!
Астролябия16-07-2008 16:12 №17
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Вот еще вкусное сравнение: как зрачок Никона :+)
Сайга16-07-2008 16:12 №18
Сайга
Автор
Группа: Passive
черный как зрачок под закрытым веком темной-темной ночью под темным-темным одеялом в темной-темной кровати в темной-темной комнате в темной-темной квартире темного-темного дома темного-темного города

остановите меня кто-нибудь!

=)).
Сайга16-07-2008 16:13 №19
Сайга
Автор
Группа: Passive
Астролябия как мыслим-то, в ногу!
Мария Гринберг16-07-2008 16:13 №20
Мария Гринберг
Автор
Группа: Passive
Но не ко всему подойдёт, вот я и докапываюсь, какое тут существительное?
Волосы, чёрные как монитор, хм - как-то по моему, не оч?
А вот южная ночь, как выкл LCD - да, симпатично.
Астролябия16-07-2008 16:16 №21
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Сайга, Не в ногу, а прям в глаз! :+))
Астролябия16-07-2008 16:16 №22
Астролябия
Автор
Группа: Passive
Чёрррный как Черррресчурррр
Сайга16-07-2008 18:01 №23
Сайга
Автор
Группа: Passive
Apriori - как он, родимый =))
Flame16-07-2008 18:08 №24
Flame
Автор
Группа: User
Я уже рассказывал - мы детям на поэтической студии давали такое задание. Брали существительное - например "снег". Просили написать к нему 10 прилагательных. Потом ещё 10. А потом ещё 10. Потом читали у кого что получилось, и если у кого-то совпадали - вычёркивали. В первом десятке у всех были "белый", "пушистый", "холодный" и т.п., почти всё вычеркнули. Во втором десятке стали появляться индивидуальные атрибуты снега, а в третьем совпадений уже не было. Мы рекомендовали при написании стихов стараться пользоваться словами из третьего десятка.
Аскорбинка16-07-2008 21:29 №25
Аскорбинка
Уснувший
Группа: Passive
В. И. Ульянов (Ленин), хорошая статья. А кто-то ведь собирался списочек штампов собрать, м?:)
Спокойствие, только спокойствие! Сейчас я Вас настигну - вот тогда-то мы и похохочем...

Страницы:  1  2  3  > »

Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 27 •