Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Чувства — это кони, а то, что действует на чувства — их пастбище.
Упанишады
jonik   / (без цикла)
Сквозь маску
– Фантомас, Фантомас! – в ужасе кричали мирные жители-подлецы. Все, кого наказывал Фантомас, были несомненно, хоть и неявно, виновны.
– Фантомас, Фантомас! – кричали мы с Ольгой и падали с дивана на мягкий ковер; сшибая принесенные к телевизору тарелки с ужином, не отрывая взгляд от голубого экрана.
Помните такие экраны – показывали сголуба, сжелта, сзелена? Это были их последние годы.
Во время показа Того Самого Сериала городок на целые недели разделялся на фантомасов и их жертв, жювов и фандоров. Мы пожирали и переваривали в умах каждую серию, которую потом предстояло прожить, воплотить в действительность, наполнив ужасом сердца мирных жителей – пап и мам. Которые будут открывать свежий "Таймс" и вскрикивать, срывая пенсне:

– Опять Фантомас! Новое преступление Фантомаса! –

не подозревая, что великий преступник мается с математикой в соседней комнате. Они не могли этого знать, они не могли даже догадываться, бедные мамы и папы. Потому что Фантомаса нельзя рассекретить и поймать – это был главный закон. Жюв и Фандор это понимали и принимали – это был главный секрет. Но мы давно догадывались о нем: что бы ни случилось, Фантомасу дадут ускользнуть.
Именно поэтому Жюв и Фандор всегда приходили-врывались на секунду позже, присаживаясь завязать шнурок или щелк-щелк провернуть барабан револьвера, при этом наверняка подмигивая друг другу, но как бы неявно, чтобы у каждого оставалось сомнение – было ли? Ведь каждый, втайне от другого, хотел, чтобы Фантомас скрылся.
Потому что на сказки не надевают наручники.

Потому что, в сущности, что они еще блистательно умели, кроме как вечно ловить, почти-ловить, еще-чуть-чуть-и-ловить Фантомаса?

---

Когда в наш подъезд переехала Пиковая Дама, фантомания была в разгаре, и был день рождения Ольги. Ольгу сфотографировали с букетом красных роз китайской "мыльницей", и глаза получились под цвет роз, и это ей нравилось. Она уже тогда воспитывала вкус и все подбирала по цвету.
Во двор притащилась грузовая машина с мебелью, и массивная женщина во всем черном и темных очках командовала грузчиками. У нее был низкий, густой голос. Рядом стояла невысокая девушка в светлом, приобняв ее за толстую талию. Грузчики, корячась, заносили в подъезд диваны, шкафы, коробки.

Едва не вываливаясь с балкона, мы с Ольгой многозначительно смотрели на новичков.

Грузчики грохнули что-то у входа в подъезд. Крак-хруп!
– Минус пятьдесят, – сказала женщина негромко, но все услышали, такой был голос, – это чешский гарнитур. – Девушка что-то шепнула ей на ухо. – Да? Один хрен. Одна эта тумбочка стоит больше гарнитура. Он мне никогда не нравился.
Один из грузчиков в пыльной кепке буркнул неприличное слово. Мы с моими одноклассниками уже говорили его, и много других, но было стыдно, что Ольга, – она только пошла в школу, – вот сейчас его слышит и спросит значение; но Ольга не спросила.
– Еще минус пятьдесят, – сказала женщина. – Я хорошо слышу, дорогой. Я слышу, сколько технаря в тебе плещется, понял? (Бедная-белая девушка опять что-то ей залепетала). Вот и подумай, прежде чем говорить. Что? Вот и молчи. Вот и не вякай.
После того, как вещи занесли, женщина в очках под руку с белой девушкой зашла в подъезд. У нее была пингвинья, неуверенная походка. Потом белая девушка вышла, а женщина осталась, запершись на большой фигурный ключ (который хранила в ларце).

– Как думаешь, она совсем слепая? – спросила Ольга. – Как Диана Гурцкая?
– Диана Гурцкая не слепая. Она видит как сокол-сапсан. Только кому интересна зрячая певица? Вот если ты глухой, или одноногий, или переоделся в женщину...
– Не-ет, у Дианы Гурцкой катаракта. Мне бабушка говорила.
– А я читал, – сказал я с нажимом, – что ей предлагали сделать операцию, а она отказалась. Потому что когда врач посмотрит...
Ольга не нашла, что возразить. Тогда она спросила:
– А как она будет все там двигать? Ей же не поставили все как надо.
– Думаю, найдет возможность, – сказал я зловеще. – И я не уверен, что она такая уж слепая.

Фантомас ступал на тропу войны.

---

Мы ни разу не видели, чтобы она выходила на улицу. Конечно, мы не следили специально, но люди, за которыми мы тоже не следили специально, регулярно появлялись на улице. Они ходили на работу, гуляли, ссорились и целовались, покупали молоко и хлеб – тогда как раз начали продавать молоко в пакетах; было интересно покупать это молоко. Женщина в очках не нуждалась в поцелуях, хлебе и молоке в пакетах. Вообще непонятно, чем она жила, о чем думала. Но когда небо затискивали тучи, да особенно если их потом ссччшщ вспарывала молния, да еще когда с ливнем, да град с яйцо, – она мрачно улыбалась. Мы не видели этого, мы неделю не видели ее, но ясно чувствовали.

…Ее зовут Пиковая Дама, придумал я. У нее есть черный медальон в форме масти пик. Она сидит в Замке и ждет Бубнового Короля.

– А что будет, когда она дождется Бубнового Короля? – спросила Ольга.
– Лучше не знать об этом, – сказал я неуверенно. – Но уж точно ничего хорошего не будет.

Когда мы однажды забежали-забрели за дом, – за темную, теневую часть дома, выходившую на пустырь, – мы увидели женщину на балконе первого этажа. Ссутулившись, она курила сигарету из мундштука и смотрела (смотрела? смотрела!) из-под темных очков на пустырь, где никогда не происходило интересного. Только валялись сигаретные пачки, и какие-то резинки, и, однажды, дохлая крыса; даже Большие Пацаны брезговали этим пустырем... К балкону с земли вела маленькая лесенка. Капал дождик.
Так мы узнали адрес ее Замка: первый этаж, синяя дверь налево.
С тех пор мы каждый день, когда не были в ссоре, будто невзначай проходили за домом, вдвоем и по очереди, чтобы лишний раз убедиться, что она там, на балконе своего Замка, – в неизменных очках, с бесстрастным лицом. Было особенным шиком пройти близко, насвистывая что-нибудь роялистское, кося взглядом. Открыто смотреть страшновато...
Раз сделали пикульки из акации, и с выпученными глазами пронеслись мимо, чиркая коленками об уши, пронзительно пища. Я чуть не свернул шею, споткнувшись.

Была ли она красива, или хотя бы симпатична? Пожалуй, нет: у нее как-то слишком выдавались скулы и подбородок, да и лицо слишком бледное. Но она была загадочна, а это наделяло ее и красотой, и дьявольским умом, и преступным прошлым. Белели костяшки пальцев с кольцами, охватывающие перила балкона. А однажды мы видели, как она пьет черный-черный кофе из маленькой кружечки. Она еще и причмокивала, и губы змеисто извивались...

Понятно, это не могло продолжаться вечно, – когда рядом, в одном подъезде проживало два действительных Фантомаса.

– Я проникну в квартиру Пиковой Дамы, – сказал я Ольге. – Я украду медальон.

Это было через месяц.
Когда стало ясно, что Пиковая Дама все же покидает дом. И когда выяснилось – как именно.
Дважды в неделю – по средам и пятницам, в девятнадцать тридцать, к ней приходила Бедная-белая Девушка. Казавшаяся бесправной жертвой – может, шантаж, может, что похуже – Бедная-белая Девушка. Масть "черви". Заходила в подъезд в девятнадцать тридцать и не выходила НИКОГДА. Можно было пасти подъезд круглые сутки. Никогда.
Но в среду ее снова видели подходящей к дому, нервно чуть-оглядывающейся, открывающей дверь в пиковую черноту подъезда.
А в пятницу по дорожке шла третья (?), Бедная-белая-виноватая, в плаще, под дождем... Лето выдалось дождливое.

Их много, Бедных-белых Девушек-близнецов, фантазировал я, наблюдая. Мне нравилось за ней наблюдать с балкона или сидя во дворе, читая газету с дыркой посередине, большой, как от картечи. Эти девушки приходят к Пиковой Даме и безропотно подставляют шею, перед тем как их трупы бросят в люк (недаром же – первый этаж!). Чтобы назавтра она снова могла сидеть на балконе и пить из кофейника черную жижу, змеисто изгибая губы. Бедная Бедная-белая Девушка… То есть девушки.

Я не был таким уж малолеткой. Просто надо разделять, во что мы правда верим, а во что нам просто нравится.

– ...Я видела их! – крикнула Ольга, влетев в комнату. Грохнула, распахнувшись, дверь. Я делал – у, ненавижу, – математику. – Они вышли прямо с балкона! Обе! И пошли в парк!

И тогда-то я сказал, (реверс, реверс!) что украду медальон.
Потому что так не могло продолжаться вечно.
У Ольги чуть не выпали глаза. Так она широко их открыла.
– Нужно выследить их, – сказал я. – Чтобы точно знать, когда их нет дома. Тогда я смогу украсть медальон. И все... кончится.

Что кончится, было не совсем понятно и совсем не важно. Хотя я уже немного жалел,
что так вот сразу...
взял и ляпнул...

---

– Смотри внимательно, – сказал я, нервно сглатывая. – Поблизости ошиваются Жюв и Фандор. Если что, кричи выпью.
Это была фишка из "Чингачгука", но Фантомас и Чингачгук были вполне-друзьями, изредка позволяя друг другу пользоваться своими находками.

В руках у нас – дрожь и газеты с картечными дырами, нацеленными на балкон Пиковой Дамы. А у меня в кармане еще и папины часы, сломанный ремешок. Без часов не идут на дело.
Весь день – всю среду – была неплохая погода, но вот сейчас, когда мы приготовились проникнуть в Замок Пиковой Дамы, вдруг небо заволокли душные тучи. План мог сорваться – под дождем не погуляешь с балкона. Я уже хотел, чтобы он сорвался. Это не шутки – я никогда не лазил по чужим квартирам. Это был мой первый опыт форточника-балконника. Первый и последний.
...Над пустырем тяжело летали вороны.
Но план не сорвался. Отворилась дверь и они вышли на балкон. Большая и маленькая, черная и белая. На Пиковой Даме был зеленый плащ, а на Девушке коричневая ветровка и джинсы, в руке зонт, но все равно они были: черная и белая. У меня вспотело под носом.
Девушка сошла по ступенькам на землю первая и подала руку женщине. Та, опираясь на руку и маленькие перильца, тяжело спустилась. И они пошли.

Я наконец услышал голос девушки: он был приятным, хрустальным, он ей очень шел. Хотя все равно было не разобрать слов: мы стояли довольно далеко. Двое маленьких, читающих большие газеты. Маленькие, читающие как большие. Или большие, как маленькие – если лилипуты? Мы даже не думали, как это выглядит со стороны.

Пиковая Дама и Бедная-белая Девушка ссорились. Они не улыбались, и то ли интонации были какие-то, то ли еще что...
А потом Белая девушка посмотрела в нашу сторону, довольно пристально; меня затошнило.
– Уж конечно! Как это мы, и вдруг такие, – сказала Пиковая Дама своим тяжелым голосом, и девушка отвернулась от нас и заговорила своим хрустальным... Больше не поворачивалась.
Они свернули направо, и довольно долго уменьшались. Черно-бело уменьшались. Потом исчезли за углом.

Опять стало тихо, только летали вороны, каркали тускло. В воздухе скапливалась мрачная духота.

Я сказал:
– Не забудь, если что, кричи выпью.
– У меня болит живот, – сказала Ольга хрипло.
– Не выдержишь? Не дотерпишь? – спросил я с надеждой.
Мне уже совсем это разонравилось. Настоящий Фантомас никогда не попадал в тюрьму, но у меня появились сомнения в своей настоящести.
– Ну... Выдержу, наверное. Если ты очень быстро.
– Слушай-ка... кажется, пиковый медальон был на ней, – вспомнил я.
– Кажется, нет, – Ольга пытливо посмотрела. – Я его всегда вижу, а сейчас не увидела.
Я вздохнул, отдал ей газету и посеменил к балкону, косясь по сторонам.
Оставалась одна надежда, что балкон закрыт, что там какой-то механизм – нельзя же, в самом деле, оставлять квартиру без присмотра!

В углу балкона стоял потрескавшийся стул, на полу – стеклянная банка, полная мятых окурков. Я в последний раз оглянулся на Ольгу и сделал шаг на ступеньку.

...Я взбегаю по винтовой лестнице на самый верх Пиковой Башни, и плащ мой развевается, и шпоры гремят. Меня преследуют! Я стреляю в преследователей из двух пистолетов одновременно, не глядя, они с грохотом и предсмертным криком летят вниз. Я тоже ранен, привычно легко, привычно в руку, как все герои, – иначе какое геройство?..
И вот я наверху, на чудовищной высоте, где ветер, и гром и молния, и черная металлическая дверь с шифром. Я взламываю ее, я потно колдую над шифром, – есть! – и взламываю, и поворачиваю блестящую ручку...

...Совершенно без всякого механизма дверь. В мамонтовой древности крашеная, облупившаяся. Вы ее толкаете – она открывается.

---

Первое, что я услышал, увидел, почувствовал, шагнув в квартиру – первая мысль была: черт, музыка! Тут музыка! Я слышал ее при приближении, но не подумал, что она прямо в квартире. Музыки я никак не ожидал и поэтому попятился, стукнулся о засов.
Сердце заметалось тудук-тудук-тудук…
А с другой стороны, почему нет? Особенно, если вы хотите сделать вид, что вы дома.
Я раскрыл план врага. Музыкой хотели купить? Я громко и зловеще рассмеялся про себя.
Сделал несколько шагов: половицы не скрипят, хорошо. Сердце успокаивалось.
Обстановка была – большая кровать, шкаф, зеркало, телевизор на ножках. Зачем слепой – телевизор?.. Ковер на полу, два ковра на стенах… Торшер с красным шнурком.
Пиковый медальон. Где искать?
В углу стояло трюмо, на нем валялись разные маленькие штучки – заколки, бриллианты и так далее.
Я подошел, окинул опытным взглядом – медальона не было. Хотя им вполне могло оказаться вон это... или вот то...

Вот тоже: верил я, что этот медальон существует, или уже так, – искал, чем можно его заместить, показать Ольге? Верил ли, что Пиковая Дама – Пиковая Дама?
Не помню.
В детстве все это проще.

Планировка квартиры была как у нас. Я заглянул в другую комнату, откуда доносилась музыка.
Там, в стенке, стояла замечательная стереосистема, и пела. У нас не было стереосистемы. У нас был маленький хрипатый магнитофончик "Томь". Здесь оказалась совершенно отличная установка – и колонки, и усилитель, все. И гораздо больше разных кнопок и крутилок. Так и чесались руки их покрутить и понажимать.
Я подошел, немножко прибавил... Ого! Почти не боялся – обычно Девушка и Дама отсутствовали не меньше сорока минут.
Слушал – убавляя-прибавляя, баланс, тембр, низкие-высокие... – это же совсем другое дело, такая стереосистема!
А когда убавил – услышал паническое, dзахлеб:

– Выпью-ю!! Выпью, выпью, выпью! Выпью-выпью! Выпью-ю-ю!!

Поскользнувшись на голом полу, я дернул к балкону.

Но было поздно.

По балконной лесенке шли: топ-топ, шварк, шлеп, топ... И говорили.

---

Я окаменел за шторой. У меня быстро затекла нога.

Как-то с этой стереосистемой я даже не обратил внимания, что в этой комнате мебели еще меньше, чем в той. И тут – не кровать, а диван, за который не закатиться-спрятаться. Ни стола, ни ниши – из укрытий лишь тяжелые зеленые шторы, и то могущие спасти только Фантомаса, с его феноменальной везучестью и Жювом-Фандором на подстраховке!
Стоял, вся нога в колких мурашках. Господи, господи, мама, думал. Так глупо попасться. Господи, мама.

Сначала было два их голоса, а потом не стало ни одного, звякнула стеклом балконная дверь.
Она ходила там – я понял, что уже одна – что-то открывала, двигала, присаживалась на кровать. Пару раз громко шмыгнула.
Потом – о Господи, мама! – начала МЕДЛЕННО входить в комнату. Показались руки, тяжело шагнула босая нога, появилась грудь, нос в очках, волосы... Топ, топ. Она заливала-заполняла собой пространство комнаты, все щели, спасительные входы-выходы. Шелестело черное одеяние. Пальцы щупали воздух вокруг.
Подошла к стереосистеме...
Сейчас или никогда!
Но она быстро ее выключила, взяла какую-то коробочку и снова повернулась к двери; быстро оказалась у проема, и встала, будто в раздумье... Будто была встревожена.

Еще бы. Так оглушительно
в тишине тикали
мои-папины часы...

С улицы раздавалось горестное "Выпью-выпью! Выпью!"

Мое сердце металось по всему телу.

…Пиковая Дама двинулась к выходу, поглаживая воздух руками. Уже почти совсем вышла, но вдруг приостановилась и сказала, повернув голову:

– Может, переждешь дождь?

Она смотрела на меня. Она спрашивала – меня.
У меня приподнялись волосы на голове.
– Нет, спасибо, – ответили из той комнаты.
Она не ушла! Белая девушка не ушла! Это у нее спросили «Может, переждешь дождь»!.. И я сразу услышал, как слева от меня в стекло бьется дождь. Крупные, тяжелые капли.
– Нет, мне сегодня нельзя опаздывать. У меня контролер дома, с суток вернулся…
– Ну, как хочешь, – Пиковая Дама вышла.
Я выдохнул. Я стоял, чувствуя, как везде чешется от пота, как ползает по спине, под коленками...
– Я переоденусь. Я устала, – глухо сказала Пиковая Дама.
– Я помогу.
Они долго шуршали одеждой, я замер за шторой. Все было так медленно… Мне представилось, что я никогда не выйду из-за этой шторы, у меня вырастет борода, и я сам вырасту… и буду тут жить, за шторой, не в силах сделать шагу от страха. И мои ноги одеревенеют, и врастут в деревянный пол.
– Вот так. Мне нравится, когда ты в домашнем, – сказала Девушка.
Сопение. Шелест. Сопение.
– Салоп. Это салоп. Попона. Я чувствую себя лошадью.
– Люб...
– Я большая лошадь, – упрямо, с нажимом сказала Дама. – Ты правильно стесняешься меня.
– Твои фантазии... Хочешь, будем ходить через двор?
– Я и воняю как лошадь.
– Слушай, Люб.
– Я не могу видеть, как я одета. Может, на мне идиотское платье? Это не прощупаешь… Может, я хожу как пугало?
– Ты выглядишь отлично. Я сама выбирала и платье и халат.
– А может, ты мне вредишь. И смеешься за спиной. А?
– Ты меня обижаешь, Люб.
– А пусть. К херам. Ты же простишь. …Сегодня думала – я бы хотела РОДИТЬСЯ слепой. Тогда бы мне было все равно.
– Все, все… не надо, – примирительно сказала Девушка.
Послышались звуки. Такие, когда громко пьешь. А потом кто-то громко шмыгнул. Пиковая Дама сказала:
– Ладно. «Не надо»… Давай, займись. Че Артурик?
Они завозились, заскрипели полом, зипнул замочек, какие-то склянки звякнули, что-то еще…
– Двойки, тройки и колы. Увлекся брейк-дансом. Сядь в кресло. Вот, здесь...
– Я знаю, где в моем доме кресло. – пауза. – Не обращай на меня внимания... Пожалуйста.
Капли монотонно долбили в окно, и на подоконник уже просочилась вода. В воде можно было разглядеть маленькие грязные частички…
В чужом доме, притаившись за шторой, я разглядывал грязную лужицу и прислушивался.
В худшей ситуации я не бывал.
– Слушай, хотела сказать… Какое-то время я не смогу доставать, – сказала Девушка. – Они там засуетились, проверки, реорганизация... Сядь повыше.
– Значит, делай в последний. Да, я же не отдала...
– Потом.
– Я понимаю, издержки, ну да. Дружба дружбой…
– Я серьезно, Люб.
– ...Но сейчас у меня нет денег. Я это должна сказать, сегодня ты ничего не получишь. Я хочу, чтобы ты знала.
– Дурочка ты, – спокойно сказала Девушка.
Молчание. Потом снова послышались эти громкие глотательные звуки.
– Извини, – сказала Дама страшным, булькающим голосом. – Я такая овца сегодня... такая овца. Извини меня. Я неблагодарная старая сволочь. Убить меня надо. Вырвать язык.
– Ладно… Давай. Другую. (пауза). Тихо, тихо…
– Будь я на твоем месте, наверное, давно бы хлопнула дверью. Заперла бы тебя без еды, без воды. Чтобы думала, сволочь.
Я вдруг подумал про Ольгу. Я давно не слышал ее, не ощущал присутствия. Наверное, она побежала домой. Папа сегодня придет раньше мамы, значит, наверное, она расскажет папе. Это было похуже, чем врасти в пол ногами.
Они обе шумно вздохнули. Послышалось тонкое звяканье.
– Ты в порядке? Люб?
– Да… Да. Включи теле…визор. Я не могу, когда долго тихо.

« Телевизор». Я сполз на корточки. Спасения не было. Это не кончится. «Телевизор». Даже страх исчез, осталось одно отчаяние.

– …Дай мне свое лицо, – слабо, жалобно сказала Пиковая Дама, Люба. – Дай его потрогать. Мне надо…
Я представил, как девушка отстегивает лицо – оказывается, это маска, и передает… Так делал Фантомас. Что бы на моем месте сделал Фантомас? Почему-то мне было неприятно вспомнить о Фантомасе.
Они там говорили совсем бессвязно, плюс телевизор, я ничего не понимал. Мне уже было скучно, тоскливо слушать, понимать.
– Давай, иди, я заговариваюсь... Вали домой. Спасибо, что ты такая дура… Обними меня, дуру, – пьяно сказала Пиковая Дама.
– Ну... я позвоню вечером, – сказала Девушка тихо. Шелест одежды.
– Все, иди… Я не хочу… Проваливай, дура. Не закрывай балкон!

Брякнула, открывшись, дверь балкона.

---

…Я осторожно выскользнул из-за угла, прижался к стене.
В углу бормотал телевизор. В центре комнаты спинкой ко мне стояло кресло.
Она сидела в нем, волосы рассыпались по спинке. На ней теперь был халат, лоскутом виднелись его пола и рукав, все в ярких цветах. Белели голые вытянутые скрещенные ноги.
В комнате был приятный – сладковатый, но со свежестью, – запах.
Дождь кончился. Балкон был открыт, занавеска нежно колыхалась.

Я двигался вдоль стены, по мере приближения к креслу невольно вжимаясь в нее, будто хотел выдавить стену, сделать ее округлой, чтобы быть все время на одинаковом, безопасном расстоянии.
Она не шевелилась.
У меня в кармане тикало время. На трюмо блестели стекляшки. На столе стоял стакан воды с четкими, прозрачными гранями.
Я осторожно ступал вдоль стены. Я мог в два прыжка преодолеть остаток комнаты, до балкона, но мне хотелось выйти незаметно. И хотелось увидеть…
Я видел ее постепенно, то есть сначала – рассыпавшиеся по спинке кресла черные волосы, потом профиль; оказалось, она чуть УЛЫБАЕТСЯ, – в профиль...
Под очками мягкие, чуть отвисшие, как у мамы, щеки. Маленькая родинка. Белые ноги в узловатых венах, – так не вяжущиеся с образом Пиковой Дамы… Спокойные, покоящиеся руки с голубыми прожилками – одна на подлокотнике… Грудь мерно поднималась и опускалась.
Яркие, жизнелюбивые цветы на ней двигались, оживали.

… Я завершил свою выдуманную, детскую полуокружность. Я стоял в шаге от балкона. Балкон был открыт, дальше был светлый вечер и банка с мокрыми окурками.

Она сидела уже всем лицом ко мне, в темных очках, вся в ярких, дышащих цветах.
Возле стены, у балкона, на пестром коврике аккуратно стояли черные туфли и светлая трость.
Медленно тикало мое-папино время.
Из-под черных туфель подтекла, блестела мутная лужица…
2008
Красноярск
©  jonik
Объём: 0.566 а.л.    Опубликовано: 19 09 2008    Рейтинг: 10.27    Просмотров: 2715    Голосов: 7    Раздел: Рассказы
  Цикл:
(без цикла)
«Близняшка»  
  Рекомендации: Apriori   Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
Добавить отзыв
Apriori19-09-2008 11:03 №1
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
(Вложение #17617 удалено)
:): - смайл Шрёдингера
Apriori19-09-2008 11:39 №2
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
Спасибо )
:): - смайл Шрёдингера
jonik19-09-2008 11:41 №3
jonik
Уснувший
Группа: Passive
Сорри, еще разбираюсь с управлением. Кстати, буду рад отзывам. Можно сказать, в ожидании :)
Apriori19-09-2008 12:01 №4
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
jonik, как раз пишу!!..
минутку...
:): - смайл Шрёдингера
Apriori19-09-2008 12:10 №5
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
В цитатник:

Потому что на сказки не надевают наручники


Классно. Тут можно много цитировать, но - что зацепилось:
Они ходили на работу, гуляли, ссорились и целовались, покупали молоко и хлеб – тогда как раз начали продавать молоко в пакетах; было интересно покупать это молоко. Женщина в очках не нуждалась в поцелуях, хлебе и молоке в пакетах.

У Ольги чуть не выпали глаза. Так она широко их открыла.


а вот тут опечаточка:
А когда убавил – услышал паническое, dзахлеб:

и лишний пробел.
« Телевизор».


Великолепно! Детская игра - и взрослая жизнь. Мы одновременно живем в двух мирах - один - наш. ТО, как мы можем себе нафантазировать.
Второй - тот, что есть для других. Мы попадаем в него и наш мир - меркнет. Десткий мир.
Кто скажет, какой из них - настоящий?
Мой? Или несчастной слепой женщины? Или меня пирата, покорителя замков и башен?
или меня - снежинки?..
Здорово. язык сочный, красочный, читается легко и очень приятно.
Спасибо Вам!

Сообщение правил Apriori, 19-09-2008 12:14
:): - смайл Шрёдингера
Muirhead-Ъ19-09-2008 13:04 №6
Muirhead-Ъ
Викинг
Группа: Passive
Добро пожаловать на борт!
Рассказ-то хорош. Согласен с ТИГРОЙ, читается легко, приятно, написано вкусно. Спасибо большое за удовольствие и от чтения и от самой истории.
Позаботься о Лулу… о моей крошке…
jonik19-09-2008 13:21 №7
jonik
Уснувший
Группа: Passive
это Вам спасибо, Тигра, за такой длинный, приятно-длинный, длинно-приятный отзыв :) Я хотел поместить рассказ в ту доминанту, где разбирают максимально жестко, но не разобрался, как это сделать. Может, кто подскажет? И: в разделе "Новое" на сайте рассказа тоже нет сейчас. Это платная услуга, да?
Apriori19-09-2008 13:29 №8
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
jonik, да нет же, что вы.
Минуту, напишу вам в Личную Почту сейчас.
:): - смайл Шрёдингера
jonik19-09-2008 13:32 №9
jonik
Уснувший
Группа: Passive
Спасибо, ВовычЪ. Терзает смутное сомнение, что такие вежливые и гладкие отзывы из-за бирки "Теплота"... :) впрочем, посмотрим, как дальше будет. А так-то за критику я тоже благодарен.
Apriori19-09-2008 13:47 №10
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
jonik, ктстаи, о критике...
предлагаю часть вашего рассказа - по вашему усмотрению - отнести ВОТ СЮДА

мне уже интересно, что из этого получится ! )
:): - смайл Шрёдингера
Жемчужная19-09-2008 14:04 №11
Жемчужная
Уснувший
Группа: Passive
Да уж, приключение так приключение! О таком здорово вспоминать, но испытать... врагу не пожелаешь. Захватывающая история. Читала с интересом. Есть пара замечаний.
женщина в очках под руку с белой девушкой зашла в подъезд. У нее была пингвинья, неуверенная походка.
не совсем понятно - у кого была такая походка.
женщина осталась, запершись на большой фигурный ключ (который хранила в ларце).
откуда наблюдавшие за нею дети могли об этом знать?
С уважением.
jonik19-09-2008 15:31 №12
jonik
Уснувший
Группа: Passive
Жемчужная: "не совсем понятно - у кого была такая походка." - да, наверное, справедливо. (Хотя я бы понял и вы поняли :))

"откуда наблюдавшие за нею дети могли об этом знать?" Ну ЛГ также упомянул, что на трюмо лежали "заколки и бриллианты", хотя что он понимает в бриллиантах? Это просто детское до-думывание. Весь рассказ на нем построен.

спасибо за внимание и комменты.
В. И. Ульянов (Ленин)23-09-2008 16:14 №13
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
«Потому что на сказки не надевают наручники» - вступление проводит главную параллель рассказа. Как фильм дает толчок воображению героев, и тогда в движении и суете двора обязательно отыщется тайна.
«Все, кого наказывал Фантомас, были несомненно, хоть и неявно, виновны» - и детское восприятие категорично ищет тех, кто подходит под шаблон для игры.
Скрытое всегда дает повод для воображения:
«Но она была загадочна, а это наделяло ее и красотой, и дьявольским умом, и преступным прошлым»
В рассказах, где сюжет построен на воображении, главное то,, насколько возможно поверить в написанное. Здесь удалась искренность и искристость детской фантазии, которая, возвращаясь к параллели из вступления, кончается…
Опрометчивое заявление героя (все кончится) становится решающим. От тайны Пиковой дамы остается только грязная лужа… как осадок от подслушанного разговора, чужого горя, чужой судьбы.
Рассказ исполнен хорошо, игриво скачет, как фантазия героя.
Единственное, что заметила – повторы глагола «быть», но в некоторых местах они служат для передачи детской речи, а в других – повторы для усиления. Так что все на усмотрения автора.
Читала другую версию в сети, где была концовка шире.
Но недосказанность данной версии, оставляя героя наедине с лужей, ставит другой акцент: сквозь штору, сквозь маску.
jonik24-09-2008 07:18 №14
jonik
Уснувший
Группа: Passive
Спасибо, Кайлин.

О! Оч хорошо, что вы упомянули другую версию. Потому что здесь - вторая редакция, там мне концовка показалась менее правдоподобной и... воздуха там было мало, имхо. А тут открытая концовка. Она тоже неидеальна, но... Вопрос: какая версия вам больше понравилась?

Быть, повторы - да, все умышленно, это не небрежность. Хотя может и неоправданным выглядит, читателю виднее.
В. И. Ульянов (Ленин)24-09-2008 09:07 №15
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Эта версия психологичнее, больше простора.
captain24-09-2008 11:07 №16
captain
Автор
Группа: Passive
Чрезвычайно, особенно на местном фоне, очень крепко сбитый рассказ. Есть одна единственная претензия к автору. Кто-то здесь писал, кажется, в отзывах, про мир детства или что-то вроде того. Так вот инопланетный мир этот может быть показан только изнутри Вас (меня, нас всех), не в ретроспективе, ибо тогда это мир карликов, которым еще только предстоит превратиться в людей, мир странных игр, неумных чудачеств и прочая и прочая. И только в конце рассказа автор становится абсолютно и сказочно серьезен. Я не читал полную версию, и, думается мне, Слава Богу. Хотя меня бесконечно томит вся эта загадошность, и что там под очками и т.д.:) Надеюсь, что пафос рассказа не такой, что мальчик вдруг смутно начинает ощущать ахинейскую серьезность и неигровость (такой термин, почти тигровость:)), типа, жизни.
Нет детей и взрослых. Есть маленькие и большие люди. Или даже, я бы сказал, деградирующие с возрастом маленькие люди. Хотя я бы и не разделял миры. Во мне и тот человек и этот. А автор разделяет, препарирует. Очень умело, в русле традиции написания подобного рассказа, с узнаваемым сюжетом, предсказуемой концовкой... А хочется непредугаданности! Но рассказ, повторюсь, сработан на диво профессионально. Только это - литература.

Сообщение правил captain, 24-09-2008 11:12
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
jonik24-09-2008 11:51 №17
jonik
Уснувший
Группа: Passive
спасибо за развернутый отзыв! Правда не понял, тут больше меда или дегтя

И только в конце рассказа автор становится абсолютно и сказочно серьезен.

Это хорошо или плохо, что становится серьезен? Мне не оч интересно упрощать мир (ведь все равно ребенок не увидит каких-то деталей, которые мне важно, хочется показать). Отсюда неизбежная ретросперктива. Кстати, вот в "Острове сокровищ" кажется в ретросперктиве тоже все показано, нет? В общем, БОЛЬШОЙ проблемы я в этом не вижу, но ваше видение интересно безусловно, я думал об этом.

Надеюсь, что пафос рассказа не такой, что мальчик вдруг смутно начинает ощущать ахинейскую серьезность и неигровость (такой термин, почти тигровость:)), типа, жизни.


Пафос... Тут не ради пафоса рассказ писан, а ради картинок: черная-белая, пики-черви, трость и туфли в углу, очки и халат в живых цветах... Ну это почти невозможно сказать под воздействием какой химии в голове пишется рассказ, у всех по разному.
Но рассказ, повторюсь, сработан на диво профессионально. Только это - литература.

М... по моему тут противопоставление, парадокс. Не понял мысль. Так литературен рассказ или нет? (при том что хорошо сбит) :)
captain24-09-2008 12:17 №18
captain
Автор
Группа: Passive
Я, разумеется, объяснюсь. Меда немного, но он есть.:)
Вы знаете, у Грэма Грина есть такой рассказ "Разрушители". Если не читали - прочтите, потому что Стивенсон - весьма далек от какого бы то ни было психологизма в своих романах, это наследие авантюрного романа, попавшее, к сожалению, в жадные лапы вездесущей "детской литературы", которой во времена Стивенсона и даже Марка Твена было совсем немного, практически не было писателей для детей. Марк Твен, кстати, страшно возмущался, когда в библиотеке Американского конгресса он оказался в разделе "детская литература". Вот лучше возьмем Марка Твена. Там присутствует двоякий взгляд на вещи - и взрослый (ибо Гек Фин все-таки всего лишь мальчишка), и детский (ироничный детский взгляд на мир взрослых всю атмосферу создает романов про Гека и Тома, которым сам Марк Твен придавал огромное значение, а его жена старательно вымарывала из них все "грязные" ругательства.:)В дневниках Марка Твена поразительный есть эпизод, как он навещает места своего дества и ему настречу выходит совершенно глухой старик (когда-то они мальчишками провалились под лед, и один из них в результате оглох), это и был прототип Гекельбери Фина.
Итак "Разрушители".
Очень суровый, жесткий рассказ. Здесь - послевоенные дети, дети без иллюзий или с совершенно кошмарным детским миром в голове. Я пересказывать не буду, но прочитав рассказ, Вы поймете, что каков бы ни был взгляд автора на детей, взгляд взрослого уже человека, он абсолютно серьезен, как абсолютно серьезен взгляд Гессе в "Душе ребенка", когда он вспоминает свою детскую драму, снова переживая такое же страшное и горестное чувство, как когда-то. В этом смысле я говорю про ретроспективу. Нельзя смотреть назад так, как будто там все было понарошку. В этом я вижу основной недочет рассказа. В Ваших детей и веришь и не веришь Ибо мой детский мир был глубже, интересенее, насыщненней, драматичнее, и главное, он был меньше мне понятен, чем Ваш - Вам сейчас. Я даже просто хуже себя помню ребенком, чем Вы. Тут все мешается. И Том Сойер у Марка Твена местами абсолютно взрослый человек,и это нормально. Эти миры не поделишь. Они вырастают один из другого. Поэтому не может быть ретроспективы, она весьма условна, может быть только взгляд изнутри. Про ретроспективу я говорю не как о приеме повествовательном. В литературном смысле, можно всопминать себя даже в утробе.
Литературу и не литературу я разделяю четко. Хорошо писать стихи или прозу можно научить среднего гимназиста , и когда-то учили. Сейчас многим кажется чудесным, когда человек в состоянии написать хорошее, содержательное письмо или (писатель!) приличную повестушку, но я не вижу в этом никакого чуда. Чудо проихсодит, когда читаешь Гекельбери Финна и плачешь и досадуешь, переживаешь, понимаете? А в Вашем очень хорошо написанном рассказе начинаешь переживать только уже в самом конце, когда он обходит эту женщину. Вот тут переживательный момент. Остальное - увлекательная, но литература.

С проф. точки зрения. Я вижу как искушенный читатель все Ваши ходы сразу. Они не скрыты. Так про "выпью" сразу понятно, что девочка будет голосить: выпью! Это уже анекдот. А должен быть один из ударных моментов, если Вы замахиваетесь на нечто большее, чем изрядный сетевой рассказец. Кстати, про мед. Я вижу 100%, что Вы можете писать для более предвзятой и требовательной публики. Для меня.:)
Ну, про выпью.. Бог его знает, если честно.. Может, так задумано, что сразу ясно. Есть и другие моменты. Такой, знаете, с точки зрения техники, у Вас дом, который видно, как строился. Что нехорошо.
Я уверен, что Вас не обижу. Вы уже зрелый литератор. Вам только полбутылки шампанского не хватает до писателя.:)
Я не про алкоголь:) Композитору одному Леверкюну, очень хорошему сочинителю, не хватало только волшебства в его произведениях. Он что сделал. Он заболел специально сифилисом в очень тяжелой форме и написал дьявольски красивую симфонию. Я,конешно, желаю Вам всяческого здоровья и долгих лет, наполненных радостью творчества, простите за пофос. Рассказ мне понравился.

Сообщение правил captain, 24-09-2008 12:38
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
jonik24-09-2008 12:47 №19
jonik
Уснувший
Группа: Passive
Я вижу 100%, что Вы можете писать для более предвзятой и требовательной публики. Для меня.:)


спасибо, мне очень приятно. Я не считаю этот рассказ лучшим, есть другие... как выложу, посмотрим, а может и поспорим. :)

И все ж:
А в Вашем очень хорошо написанном рассказе начинаешь переживать только уже в самом конце, когда он обходит эту женщину. Вот тут переживательный момент. Остальное - литература.
получается, что "литература" у вас едва не ругательство. Один хороший момент, а остальное, дескать, литература :)
но я вас понял, кажется. Спасибо, буду работать.

П.С. И все ж описание мира детства такая сложная штука... Даже Льву Толстому пеняли, что в его "Детстве" ребенок иногда ведет и мыслит себя неправдоподобно по-взрослому. И с этим тоже нельзя не согласиться. Если уж гений не идеально справился, то нам куда лезть :)

Сифилис - нееееее... Вот у Томаса Манна в "Докторе Фаустусе" кажется, сифилис, это то чем дьявол "награждает". Мне больше нравится
Вам всяческого здоровья и долгих лет, наполненных радостью творчества,


:)
captain24-09-2008 12:53 №20
captain
Автор
Группа: Passive
Что-нибудь смыслите в поэзии? Неважно. Заходите ко мне и отзывайтесь. От умного человека - будет не просто приятно, как здесь принято говорить, а черте как его приятно будет почитать! Дайте мне читателя, и я его расцелую!:)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
jonik24-09-2008 14:05 №21
jonik
Уснувший
Группа: Passive
мало смыслю. Только в классиках немножко. Но загляну попозже обязат
nessi29-09-2008 11:04 №22
nessi
Автор
Группа: Passive
Пикульки! да! я помню такие мы делали!
ты же знаешь,как я не люблю читать...а у тебя так много чего читать...но я осилила все до конца - честно-честно!
вот что мне понравилось:

А когда убавил – услышал паническое, взахлеб:

– Выпью-ю!! Выпью, выпью, выпью! Выпью-выпью! Выпью-ю-ю!!


:) пиши! буду читать! а про критику - это не ко мне, пусть другие, ок?:)

Сообщение правил nessi, 30-09-2008 05:15
Об этом надо поговорить с Мумитроллем
jonik29-09-2008 11:31 №23
jonik
Уснувший
Группа: Passive
спасибо. Это действительно самое сильное место в рассказе ;)

вот только я думал, что не бывает людей, которые любят писать художественное, но при этом не любят читать. Анекдот про "чукчу не читателя а писателя" воспринимаю именно как анекдот. Так что сдается мне, что наговариваешь на себя. :)
Кицунэ Ли29-09-2008 14:33 №24
Кицунэ Ли
Автор
Группа: Passive
Отлично, просто отлично!
Пойду ещё Вас почитаю.
Любить людей трудно, а не любить - страшно (с) Flame.
nessi29-09-2008 19:46 №25
nessi
Автор
Группа: Passive
Анекдот про "чукчу не читателя а писателя"

ты не веришь в это? а оно есть! :):):):):)
это же я тебе рассказала этот секрет! так не честно! это не анекдот! народ поддержите: ведь есть люди-читатели, а есть писатели :) верно?

Сообщение правил nessi, 29-09-2008 19:54
Об этом надо поговорить с Мумитроллем
The Tums29-09-2008 22:44 №26
The Tums
Забанен
Группа: Passive
Потому что Фантомаса нельзя рассекретить и поймать – это был главный закон. Жюв и Фандор это понимали и принимали – это был главныйсекрет.


надо заменить. я вижу два пути замены:
1) избавиться от повтора полностью
2) подчистить так, чтобы получился неплохой рефрен. Что-то вроде: "Фантомаса нельзя было поймать и раскрыть его тайну - это был его главный козырь. Но Жюв и Фандор это понимали и принимали - и это был их главный козырь" ну или как то так, полностью на усмотрение автора

Потому что на сказки не надевают наручники.


хорошее столкновение образов. Плюс - эта фраза подчеркивает, что фокальный персонаж - ребенок, и ставит читателя "под нужным углом восприятия"

Я слышу, сколько технаря в тебе плещется


элегантный эвфемизм

Мы ни разу не видели, чтобы она выходила на улицу. Конечно, мы не следили специально, но люди, за которыми мы тоже не следили специально, регулярно появлялись на улице. Они ходили на работу, гуляли, ссорились и целовались, покупали молоко и хлеб – тогда как раз начали продавать молоко в пакетах; было интересно покупать это молоко. Женщина в очках не нуждалась в поцелуях, хлебе и молоке в пакетах. Вообще непонятно, чем она жила, о чем думала. Но когда небо затискивали тучи, да особенно если их потом ссччшщ вспарывала молния, да еще когда с ливнем, да град с яйцо, – она мрачно улыбалась. Мы не видели этого, мы неделю не видели ее, но ясно чувствовали.


один из лучших описательных моментов. Сразу двух зайцев убили - и ввод героини, сразу в красках и легких, но показательных штрихах; и опять же - детское восприятие хорошо прописано

вообще автор лишнего не накручивает и воду не льет, это серьезный advantage

были вполне-друзьями


зачем дефис?

И вот я наверху, на чудовищной высоте, где ветер, и гром и молния, и черная металлическая дверь с шифром. Я взламываю ее, я потно колдую над шифром, – есть! – и взламываю, и поворачиваю блестящую ручку...

...Совершенно без всякого механизма дверь. В мамонтовой древности крашеная, облупившаяся. Вы ее толкаете – она открывается.

я сначала решил, что автор сместил фокус на "вы" для того, чтобы к эффекту присутствия перейти. но потом:
Первое, что я услышал, увидел, почувствовал, шагнув в квартиру – первая мысль была: черт, музыка! Тут музыка! Я слышал ее при приближении, но не подумал, что она прямо в квартире. Музыки я никак не ожидал и поэтому попятился, стукнулся о засов.
Сердце заметалось тудук-тудук-тудук…
А с другой стороны, почему нет? Особенно, если вы хотите сделать вид, что вы дома.
Я раскрыл план врага. Музыкой хотели купить? Я громко и зловеще рассмеялся про себя.
вдруг опять переход на первое лицо
потом фокус опять дергается
и дальше все снова в первом лице
я не очень понял, зачем это было сделано. В принципе, беглому воприятию отрывка это не мешает

Из-под черных туфель подтекла, блестела мутная лужица…


подтекла - глагол совершенный, блестела - длительного действия, рассогласование у вас здесь, надо разграничить процессы

Сильные стороны рассказа - диалоги; хорошо прописанные, как в поступках, так и в прямой речи персонажи; показано восприятие мира героями, есть простор для рефлексии; язык легкий, не затертый, и, как я уже отмечал - практически нет проходных мест
отрывочное повествование - видимо, с целью того, чтобы лучше показать детское восприятие событий
грамотно работает автор с точкой зрения персонажа (имеется в виду не мнение, а позиция в тексте, то, какую роль он там должен играть)
придрался бы к композиции и сюжету, но рассказ не настолько большой, поэтому - не вижу необходимости
captain30-09-2008 10:39 №27
captain
Автор
Группа: Passive
Несси, это есть другой анекдот, про писателя, которого когда спрашивают, что он читает сейчас, он говорит, что ему некогда читать других, он пишет. Хороший писатель - гениальный читатель.
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
jonik30-09-2008 12:58 №28
jonik
Уснувший
Группа: Passive
Кицунэ Ли - спасибо!

The Tums - спасибо за такой развернутый отзыв, приятно и ценно.

"Фантомаса нельзя было поймать и раскрыть его тайну - это был его главный козырь. Но Жюв и Фандор это понимали и принимали - и это был их главный козырь" ну или как то так, полностью на усмотрение автора


ваш вариант слишком... симметричен, что ли. Более хрестоматиен, распространен.Моя связка менее симметрична. В ней выше энтропия :) чем она мне и ближе.

вдруг опять переход на первое лицо
потом фокус опять дергается
и дальше все снова в первом лице
я не очень понял, зачем это было сделано.

честно говоря, особо не задумывался, просто так написалось, никаких задач не ставил.

подтекла - глагол совершенный, блестела - длительного действия, рассогласование у вас здесь, надо разграничить процессы


я часто использую рассогласованность времен, это не небрежность. Такой прием (и он вполне закреплен классиками 20 века) придает некоторую свободу предложению. Незацементированность предложения. Ну это я так думаю, а читатель, может, и по-другому :)Хотя именно здесь все вроде логично: подтекла, (И ТЕПЕРЬ) блестела лужица.

П.С. Я далеко не всегда стою на своем, прислушиваюсь... но тут, признавая справедливость критики, все же оставлю свой вариант. Спасибо!
ЫЫн30-09-2008 16:40 №29
ЫЫн
Автор
Группа: Passive
Стиль изложения - отлично.
Правда, я както привык выискивать мысль в тексте. Впечатление неоконченности осталось.

Хотя в целом понравилось.
Музыка создает пространство, где обитают наши души.
jonik30-09-2008 17:30 №30
jonik
Уснувший
Группа: Passive
ЫЫи: в смысле, Вы не нашли ни одной мысли во всем рассказе? Я думал, я не умею так писать :) или Вы не нашли МЫСЛИ? :)
captain30-09-2008 17:31 №31
captain
Автор
Группа: Passive
Джонни, он не нашел. Он искал. :)
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
ЫЫн30-09-2008 19:46 №32
ЫЫн
Автор
Группа: Passive
jonikНу, я обычно стараюсь как-то сформулировать коротко: какая там мысль внутри лежит. Тут не смог.
Просто не увидел?
Музыка создает пространство, где обитают наши души.
nessi01-10-2008 05:23 №33
nessi
Автор
Группа: Passive
Жень, прости, обещала не критиковать, но тут ЫЫн-а поддержу.
моё мнение:
за огромной описательностью теряется главное.
этим главным может быть - просто история из детства, которая показывает именной твой мир (потерялось)
и 2. курьез "Выпью, выпью, выпью.." (потерялся) - к нему бы другую подводку сделать, что ли?
(о как я тебя) (не бей меня сильно при встрече)
Об этом надо поговорить с Мумитроллем
В. И. Ульянов (Ленин)13-10-2008 20:37 №34
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Произведение в Обзоре
NoName22-10-2008 13:20 №35
NoName
Автор
Группа: Passive
Кто из нас, даже недавно покинувших детство, не испытывает легкого щемящего чувства грусти о том, чего уже не вернешь, о той беззаботности, о той готовности принимать жизнь такой, какая она есть, без оговорок и обид? И разве не возникает иногда вопрос: когда началось взросление, где та грань, за которой мы из детей, верящих в чудеса, превращаемся во взрослых и скучных реалистов. «Сквозь маску» - на мой взгляд – является тем случаем, когда мы можем хотя бы поймать ту ниточку, благодаря которой каждый из нас может найти для себя ответ. Главного героя рассказа мы находим как раз на грани между детством и началом взросления. И все события рассказа проводят нас вместе с ним дорогой из мира фантазий в мир реальности. На наших глазах сказка превращается в быль, лишенную романтизма, зато пронизанную людским горем.
Название «Сквозь маску» говорит о многом. У видеть что-то «сквозь», с трудом, через преодоление чего-то… Чего? Маски. Маски, которую, так или иначе, надевает на себя любой. И, думаю, автор предполагал именно такой эффект – сразу в названии указать на многослойность произведения. С одной стороны, я как читатель усмотрела здесь взгляд на жизнь сквозь маску Фантомаса, которую надевает на себя главный герой, чтобы из обычного мальчика превратиться в героя любимого сериала. Эта маска, как любой волшебный артефакт, уводит его по ту сторону реальности, дает новое звучание обыденному. С другой стороны, главный герой «надевает» в своем воображении маску на Пиковую Даму, наделяя ее чертами темной, преступной и даже «волшебной» личности. И, наконец, сама Пиковая Дама скрывает под своей маской грубой и капризной женщины ранимую и болезненную душу.
Теперь немного о построении. Говоря о фабульном развитии произведения (фабула - «совокупность событий в их взаимной внутренней связи»*), упомянем, что оно бывает прямым и непрямым. При непрямом развитии (имеются в виду отступления, непоследовательность в описании событий), как в нашем случае, большую роль играет рассказчик. «Существуют два основных типа рассказывания: отвлеченный и конкретный рассказ. В системе отвлеченной автор знает все, вплоть до сокровенных дум героев. В конкретном рассказе от первого лица… все повествование проводится сквозь психологию рассказчика (соответственно — слушателя), причем каждое сообщение получает объяснение, каким образом и когда узнал рассказчик (или слушатель) о происшествии».* «Сквозь маску» - пример конкретного рассказа. Сначала Автор является рассказчиком. Он вводит читателя в то время, к которому принадлежит повествование. Он предлагает интересный ход: начиная повествование, как бы становится рядом с читателем и вместе с ним наблюдает со стороны за происходящими событиями. Таким образом, в самом начале повествования ощущаются нотки ностальгии с ее умилением прошедшим и легкой горечью. Вводя читателя в курс событий, он останавливается на деталях, которые безраздельно принадлежали конкретно тому времени (телевизор, сериал Фантомас, фотоаппарат-«мыльница», авторские отступления от основной сюжетной линии, передающие детские эмоции и т. д.). Стоя, таким образом, рядом с читателем, совершая вместе с ним экскурс в прошлое, и являясь для него, если так можно выразиться, гидом и собеседником, автор рождает в читателе интерес к происходящему и ощущение беседы с ним (включая и прямое обращение: «Помните такие экраны – показывали сголуба, сжелта, сзелена?»), а следовательно, и, в какой-то степени, сопричастности. Вот теперь, когда мы уже захвачены ходом рассказа, когда наше внимание безраздельно ему принадлежит, автор может позволить себе некоторую вольность: его тон становится более заинтересованным, и на наших глазах сам автор превращается в героя повествования. Вернее, он то становится им, то отходит в сторону, наблюдая за всем со стороны. Таким образом, нам дается возможность и объективно наблюдать, и участвовать. В результате наблюдается очень интересный эффект – автор за руку вводит своего читателя в мир детства, вовлекая его в свою игру, превращая из стороннего наблюдателя в участника. Все дальнейшие события, переданные через призму взгляда мальчика, через его детское восприятие, теперь совершенно естественным образом принимаются читателем как должное.
Детское восприятие отлично передано появляющимися в авторской речи словечками «фантомания», «пикульки», «настоящесть» и т.д., а так же авторскими словами-понятиями: «почти-ловить», «еще-чуть-чуть-и-ловить», «форточник-балконник», «приходили-врывались» - ведь только детству присуще это объединение в одно слово целого разнородного понятия. Кто, как не дети, является таким ярым создателем удачных и емких неологизмов?
А портрет Пиковой дамы, нарисованный детской фантазией? – он ярок, насыщен мелкими и о многом говорящими деталями: ее губы «змеисто» изгибаются, и белеют костяшки пальцев с кольцами, и даже кофе в ее чашке не просто черный, а «черный-черный». И вообще она вся черно-белая, как изображение из пресловутого телевизора. Контрастная так непривычно для детского цветного мира.
Хотелось бы остановиться на очень многом. На словах, по-детски оригинально передающих звуки – биение сердца, звук шагов, открывающегося замка; на многих деталях, не ушедших от наблюдательного взгляда автора (сохранить такую свежесть восприятия – редкий дар). Но…
Раскрыв, пусть и не до конца, тайну Черной Дамы, увидев ее такой, какая она была на самом деле, главный герой сделал тот самый первый шаг из детства.
Рассказ начинается категоричным: «на сказки не надевают наручники». Дочитав рассказ, я для себя продолжила эту фразу: «она уходит сама».
И как это грустно, что она уходит, и как прекрасно, что она была.
_______________
*Б. Томашевский. Теория литературы. Поэтика.
http://reader.boom.ru/tomash/tema.htm

Сообщение правил NoName, 22-10-2008 18:37
Лишних людей больше не будет - не Фэн-Шуй
jonik23-10-2008 09:10 №36
jonik
Уснувший
Группа: Passive
Спасибо за подробный разбор :) теперь хоть буду знать, что пишу "конкретные рассказы". А вот с "отвлеченными" у меня туго.
Приятно, что отметили "белеющие костяшки пальцев с кольцами" - мне кажется это такой деталью... зная только ее, можно многое дорисовать в облике самостоятельно. И цвета, контрасты, дуальность, некоторая "карточность" (все таки Пиковая Дама) - да, это мне важно было передать. Это некая отправная точка, некий образ, зародыш мысли, который лег в основу, когда еще и сюжет был мне неясен самому.

Тут ЫЫн спрашивал: какая мысль внутри рассказа? Особо - никакой, наверное. То бишь не было намерения у меня донести какую-то Мысль, месседж. Хотелось передать эмоции, оживить характеры, окунуться в детство... А глобальные мысли - это уже по желанию, ИМХО, в любом рассказе. Могут быть, могут не быть - при наличии других достоинств.
NoName23-10-2008 12:19 №37
NoName
Автор
Группа: Passive
jonik, у меня с "отвлеченными" те же отношения. )) Спасибо Вам за Ваш рассказ. О нем хочется думать, над ним хочется размышлять.
Лишних людей больше не будет - не Фэн-Шуй
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.04 сек / 39 •