Сто лет тому наискосок Рябина превращалась в смех, И горький привкус тишины Стекал покорно по щекам. В пропетом слове жил пророк Разбитой чашки сентября, Всех комнат, запертых на ключ, В глухом краю сырых дворов.
Сто лет тому наискосок Нашла дорога беглеца, И недопетая луна Уснула на его плече. И слёзы повернули вспять: Светлее было без огня, Теплее было в пустоте, И слово стало молоком.
Я родился вместе с братом и мыслью, что надо двигаться вперёд. Точнее, брат родился раньше на несколько лет и оставил позади многое, в том числе меня. Так вот, я родился и пошёл гулять по кладбищу. Я, знаете ли, очень люблю гулять по кладбищу. Об этом мне было известно ещё задолго до того, как я родился. Ну, кладбище - оно всегда кладбище: надгробия, холмики, кое-где даже скепчики погребальненькие. Почему сейчас не строят склепчики? Как было бы хорошо, если бы строили! Фамильный склеп семьи скрипачей Лососевичей, нет, лучше - фамильный склеп семейства гастарбайтеров Яйценко, нет, лучше - фамильный склеп дворников Калиюгиных, нет, лучше - усыпальница! Место такое, где можно усыпать. Это ж прелесть! Усыпальница! Надо двигаться вперёд, где перёд - никто не знает, а я-то уж - меньше всех знаю, где перёд. Значит, надо назад двигаться. Если не знаешь, как двигаться вперёд, и даже где перёд не знаешь, надо назад. И все знают, где это - назад. А вот двигаться туда - не могут. Странное дело: где назад знают, а где вперёд - нет. Странно. И усыпальница. Ну, и надгробия на кладбище, понятное дело, не просто так стоят: там, под ними люди живые. Это я тоже ещё до рождения знал. Те, которые под надгробиями - они живые. Это те, которые нагробия строят, - не всегда. Получается, что, когда я родился, захотелось мне побыть среди живых людей. И пошёл я гулять на кладбище. Но ведь это - не так-то просто! Попробуй в наше-то время кладбище найти! Это ж ... Непросто это.
Отшатнулась от себя Свечка в вечность, Завтра - радуга вперёд Горьким краем. Сколько было, вспоминать - Как проснуться. Ох, и добрая вода - Воскресенье...
А покуда мы не спим - Не проснёмся: Птичья память, - Словно выстрел в затылок. Из пустого наливать, Да напиться: Ох, и добрая вода - Воскресенье...
Там, за облаком, - Под вечер, налево - Свечка поздняя Качнётся обратно, Будет звонко и светло С полушага. Ох, и добрая вода - Воскресенье!
Вышел я, значит, из дому и потерялся. То есть, я даже сначала потерялся,а потом из дому вышел. Случайно уже, по наитию. Может, я вовсе и не хотел из дому-то выходить? Самое смешное - не хотел! Я хотел кладбище найти. А вот что для этого из дому выходить надо - не знал. И потерялся. Вот случайно оно так и вышло. Вышел. Из дому. Вышел я из дому, уже потеряный, и вижу. То есть - ВИЖУ! Вижу, что вижу, понимаете! Я, когда в доме был, - ничего не видел, да и раньше - тоже ничего. А тут - вижу. Увидел я, что вижу, и сразу же испугался. А вы бы не испугались, если бы никогда ничего подобного, и вдруг - видишь?! Что я тогда увидел - уже не помню. Помню, что вышел из дому. А дальше не помню, почти ничего. Я и вас-то не помню, хотя всего минуту назад... Да. Да! Конечно. Увидел я палаточку. Коммерческий такой ларёчек. А в нём - самые всеразличные разности, для укрепления духа и разрушения плоти. Тут же ведь как? Что дух укрепляет, плоть-то разрушает, братцы. И наоборот. А потом дух таким становится, что про всё остальное и говорить неудобно. И рождается тогда человек. А может, и нет. Вот тогда-то, когда я палаточку-то увидел, захотелось мне любить, а ещё - воды разноцветной. Подошёл, я, значит, к палаточке. Смотрю, а внутри - человеческая женщина сидит. Я тогда, братцы, в первый раз человеческую женщину увидел. И такая это была человеческая женщина в палаточке, - вся звенела чем-то, пахла чем-то, говорила чем-то. Была она Светозарная, эта человеческая женщина. Особенно потому, что говорила чем-то. Это теперь я знаю: говорила она мобильным телефоном. Я же тогда и просто так говорить не умел.
Что ж делать, если говорить не умеешь? Попробовал я так. Не получается. Вот так попробовал - опять не выходит, даже ещё хуже: сам чуть слюной не подавился. Пришлось мне тогда азбукой великого господина Морзе воспользоваться. Сообщил я тогда человеческой женщине в палаточке, что мне угодно разноцветной воды попробовать хочется. А она - всё поняла, потому, что была Светозарная, а ещё потому, что женщиной не была вовсе. А была она настоящая радистка, с теплохода "Любовница великого русского поэта Блока и собачка". Приняла она всё, записала на бумажной газете, поняла и сказала: "А вот, дятел плюшевый, обеденны-ы-ый перерыв у меня-а-а". Сказала она так и уснула. ТОгда-то и понял я, что желание действительным только тогда становится, когда оба этого хотят. Особенно, когда один из них - человеческая женщина.
В первом слове будет чай, Во втором - седой малыш. Рос репейник на груди На последнюю любовь, А последняя любовь Оказалась поясом, Как тигриные глаза, Как вода в конце строки, Где в первом слове будет чай, Во втором - седой малыш. Рос репейник на груди На последнюю любовь, А последняя любовь Оказалась поясом, Как тигриные глаза, Как вода в конце строки.
И в первом слове будет чай, Во втором - седой малыш. Рос репейник на груди На последнюю любовь. А последняя любовь Оказалась поясом, Как тигриные глаза, Как вода в конце строки.
А когда рассвет махнёт Тёплой маминой рукой, Ты проснёшься напрямик: Всё начнётся сызнова...
Постоял я ещё у палаточки, постоял, да и пошёл дальше, кладбище искать. Это вы могли позабыть, а я-то ещё помнил, что хотел по кладбищу погулять. Ничего не помню, кто вы такие - не помню, а вот что по кладбищу - помню. Иду я, значит, дальше. Долго ли, коротко ли, а заступил мне дорогу Кто-то. И так это, знаете, он её мне заступил, что - ну, никак не пройти. Что делать? Сел я тогда в снег, потом в траву, потом - в грязь и заплакал. Стал я плакать и плакал примерно 62 секунды. Тогда Кто-то, заступивший мне дорогу, сел рядом со мной и тоже заплакал. Он тоже был: "жертва обстоятельств". Заплакал он, причём горькими слезами, и спросил: "Предъявите документы". Но я плакал. Тогда Кто-то, заступивший мне всю дорогу, сквозь свои слёзы сказал: "Документы предъяви, дитя Шибальбы!" Но я плакал. Кто-то сказал: "Документы!Темпон-Телон тебя побери!" Но я, по-прежнему, плакал. Тогда Кто-то, уже сквозь мои слёзы, закричал: "Хоть что-нибудь предъяви! Ну, хоть что-нибудь!" Я поднял на него свои полные слёз глаза и промолчал. Я ведь ещё не умел говорить. А Кто-то понял это так: "Отстань, постылый!". Тогда он снова разрыдался и упал на руки своих соратников, которые были ещё и его сородичами. Все эти кто-то принялись говорить на разные голоса, а один, самый умный, догадался: "Ты что, говорить не умеешь?!" "Нет" - честно ответил я. "Нет" - это всё, что я умел говорить к тому времени. Говорить "нет" я научился тоже ещё до того, как родился. Ещё не будучи рождённым, я понимал, как важно уметь иногда сказать "нет", вот и выучил слово "нет", и теперь каждый раз, глядя в глаза всем причудам моей нелёгкой судьбы, я мог с гордостью сказать: "нет". Разумеется, другие слова тоже могли бы мне пригодиться, но слово "нет" занимало меня больше всего. Что же до кого-то, то они все ухватили меня за самые неожиданные части тела и потащили к себе: мстить за обиду соратника и сородича. Почти все они не были живыми, но это их нисколько не смущало.
Засмеялось зеркало до краёв, Как делили ласточки высоту. Засмеялось зеркало... Что с того? Мы не отражаемся никогда.
Засмеялось зеркало под дождём, Как писали капельки звонкий стих. Засмеялось зеркало... Что с того? Мы не отражаемся, мы - цветы.
Засмеялось зеркало наугад, Как через него облака прошли. Засмеялось зеркало... Что с того? Мы не отражаемся: время в нас.
Засмеялось зеркало на ветру, Как сентябрь в нём оставался жить. Засмеялось зеркало... Что с того? Мы не отражаемся: мы внутри.
У себя (это было что-то вроде гнезда или дома, но очень далеко, поэтому туда мы ехали на машине кого-то, правда, очень быстро) кто-то посадили меня на стул и стали вокруг. Самый умный кто-то сказал: "Говорить не умеешь? Сейчас мы тебя научим." Так я стал учеником. Учение моё состояло в том, что кто-то били меня по лицу, голове, щекам и телу, а когда уставали - спрашивали: "Ну что, ещё не научился?" Я отвечал им "нет", которое с каждым разом звучало всё менее и менее гордо, но говорить не начинал. Тогда меня снова принимались бить. Для меня это было очень неожиданно. Ещё до того, как родиться, я знал что бывает так, когда бьют, но как это - не знал. Тепрь-то я знал, но вот что мне толку с того знания? Когда тебя бьют смертным боем, всегда очень тяжело рассуждать и мыслить. Поэтому, что бы не сбиться с мысли, я стал рассуждать вслух. - Ещё до того, как родиться, я знал, что можно гулять по кладбищам, говорить и видеть. Я так же знал господина Морзе и многих других достойных господ, например - господина Загоскина, прозаика и господина де Губертена, велосипедиста, который никогда ещё велосипедистом не был. Он только в душе мечтал: "Я - велосипедист". Все они были, безусловно, живы... - Ага!!! - закричал самый умный кто-то - Научился! Документы! - Вот уж не думал, что говорить - значит думать вслух. - сказал я. - А ты как думал?! - спросил тот самый Кто-то, который когда-то заступил мне совершенно всю дорогу. - Я думал - иначе. - сказал я. - Ага! - закричал самый умный кто-то - Давай сюда все документы! - У меня нет документов. - смиренно сказал я - Я и не ведаю, что это. - Ага! - закричал самый умный кто-то, становящийся с каждой минутой всё глупее - Занчит, Губертена мы знаем, а документы - не знаем! А ля-ля! Ага! Агу! Самый глупый кто-то (бывший самый умный) с весьма идиотской улыбкой пополз под стол и там схоронился. Остальные кто-то замерли в недоумении. Как и всякие кто-то, лишившиеся самого умного. Точнее, когда самый умный из них оказывается вдруг самым глупым. Тогда я велел тому самому Кому-то, который умел плакать, утешить своих сородичей и соратников, ибо это - воля Божия, и всего делов. Но вместо этого Кто-то спросил меня, почему я не думал, что говорить - значит произносить мысли вслух. "Но ведь если говорить - значит произносить мысли вслух, сказал я, то как же тогда некоторым удаётся лгать?" "Пойдём, я отвезу тебя, куда тебе надо" - сказал Кто-то, умеющий плакать. "Мне надо на кладбище" - сказал я, и мы под шумок, а шуму от самого глупого кого-то было теперь очень много, вышли из их дома.
А у самого начала были зеркало и пуля, Был янтарный шарик - солнце на восточной стороне, Были песни наизнанку, что впадают прямо в полдень, И, конечно, было что-то ещё!
Если маятник качнулся - значит нам пора наружу, Где бездонные деревья, улыбаясь, ждут зимы, Где под сводом сонных радуг нас самих уже не будет, Но, конечно, будет кто-то ещё!
А у выхода нас встретит Некто с мыльными глазами, Он запрёт за нами осень на двенадцать синих звёзд. Это будет словно выстрел - вальс из зеркала и пули, И, конечно, будет что-то ещё!
"Выходи, милый, вот оно, твоё кладбище" - сказал Кто-то, умеющий плакать.
И я пошёл дальше. Вперёд? Вперёд, конечно. Стояла тишина, только шевелилось что-то в разбросанных по пути использованных презервативах. Но прошед немного, я удивился: а где же кладбище? Опять нету. Но надо ж мне, маленькому, погулять? Или не надо? Всем надо гулять! Но кладбища нету. Потому что всё время, вместо того, чтобы гулять по кладбищу, я... Я увидел детей. Было их - штук пять-шесть, но человека два-три, не больше, а то и меньше. Я впервые увидел человеческих детей, поэтому я очень испугался и начал прятаться во все первые попавшиеся щели, трещины и закоулки. Устроившись поудобнее в трещинах и закоулках, я от страха стал петь. Ещё до того, как родиться, я знал: пение разгоняет страх. Даже в атаку солдаты с песней идут радостно и радостно там гибнут за всё, что угодно. Поэтому я принялся петь, а дети стали подпевать. Правда, они не знали этой песни. Если уж совсем напрямую, я и сам её не знал, поэтому сильно удивился, когда заметил, что всё-таки пою. И замолк от удивления. Потому что до этого я вообще не умел петь. А дети стали петь дальше сами: "Добежала до края и упала вверх Моя песенка, глупая, как календарь!" Один из них даже сказал другому: "слышишь, город даже нам подпевал!" Оказывается, дети пели сами и задолго до меня. Это я принялся им подпевать.
Дети прошли, оставив за собой слабый запах лимонада. Кладбище! Значит, они шли оттуда! А мне, значит, надо идти туда. Но, вот беда, я не знал, откуда пришли дети. Я даже куда они делись не заметил! Но это-то было и всё равно. Но зато мимо проходила человеческая девушка, вся в сапогах. Вообще, улица была полным-полна людскими людьми. Среди них иногда попадались живые. Человеческая девушка остановилась возле меня и принялась поправлять сапоги. Она была совсем неживая, потому она меня и не заметила, а я-то её хорошо рассмотрел, и понял, что она совсем неживая. Даже два птичьих человека хотели было покружиться возле её ног, да передумали. Птичьи люди знают живых ещё до рождения, поэтому нелюбят покружиться у неживых. Птичьим людям, понимаете, не нужны неживые. Они вообще никому не нужны. Они только между собой нужны, для внутреннего пользования. Вот и человеческая девушка пошла дальше, а птичьи люди - как ни в чём не бывало. А ведь птичьи люди обычно плачут, когда живые их оставляют, потому, что живые их не оставляют, а если оставили, значит, уже не живые. Поэтому я решил допеть песню, которой ещё до этого не знал.
Добежала до края и упала вверх Моя песенка, глупая, как календарь. Девочка звенела копытом в лёд; Не было весны, вот и все дела.
Не велико празднество - дождь прошёл: На четыре стороны жжёный снег, А поверх небесного молока - Девочка, уснувшая под стеклом.
Как приснился девочке волчий сон: Ломаная молния тишины, Мачта уходящего корабля, Песенка, заросшая четвергом,
Что до края добежала и упала вверх, Стала на заре голубой звездой... Истоптали бабочки мёртвый лёд; Не было весны, вот и все дела.
Ещё одна человеческая девушка проходила мимо. Но эту птичьи люди уже не пропустили: они стали кружиться около неё. Вот это - живая, я понимаю. И с крыльями. У неё можно и спросить. И я спросил. - Я родился с мыслью, что надо идти вперёд. Иду, вот, на кладбище. Мне теперь в какую сторону? Человеческая девушка с крыльями промолчала мне: - А тут везде кладбище. Куда ни кинь и где ни подбери. - Нет, это не кладбище. На кладбище должны быть надгробия... - А, это тогда нам по пути! - промолчала мне человеческая девушка с крыльями. И тогда мы пошли вместе. - А вам туда по какой надобности? - спросил я. - По срочной. - молча отозвалась человеческая девушка с крыльями - Скоро станет совсем темно, страшно, и мне надо туда вернуться. Обязательно. - Зачем? - А я там живу. - А я сегодня научился говорить, видеть и петь. И повстречал Кого-то, умеющего плакать. - Я тоже умею плакать. И тоже кое-кого... Повстречать... Хотела... - человеческая девушка с крыльями разрыдалась. - А это что было? Прогулка по городу? - Нет, я потерялась. Потерялась, хотя и помню дорогу. Брожу тут с самого февраля утра месяца. А никто и не замечает меня даже, все торопятся. Только вы и... Действительно! Кому нужен плачущий надгробный ангел, кроме своего хозяина?! Да никому больше в целом свете! А где его найти? Кладбище человеческой девушки с крыльями, оказавшейся плачущим надгробным ангелом, оказалось большим домом. Оно не было похоже на всё то, что я знал о кладбищах. И на всё, что не знал - тоже. А ещё у него не было двери. Поэтому я решил, что это - просто музей и не надо придавать этому значения. Но человеческая девушка с крыльями, оказавшаяся плачущим надгробным ангелом, промолчала мне что-то тёплое и ушла в большой дом-музей, в котором не было двери. Но она тоже не придала этому значения. И началась ночь.
Видишь, Покуда не стал лёд, Кто-то глядит вверх Из-под густой воды, Чёрной густой воды, Покуда не стал лёд.
Слышишь, Покуда не лёг снег, Что-то звенит в сон В этом больном лесу, Тихом больном лесу, Покуда не лёг снег.
Помнишь, Когда начинался свет Пеньем слепых трав, Сталью с крыла пчелы, Белой ночной пчелы Здесь начинался свет.
Знаешь, Если придёт день, Снова нам выйдет стать Чёрной твоей водой, Лесом моим больным, Если придёт день...
Но вместо дня пришёл Кто-то, умеющий плакать. Он спросил: "Опять ты?", и я сказал: "Нет" (просто по привычке), тогда он спросил: "Тогда кто ты?", и я сказал: "Надо подумать. Послушать ночь". Это была совсем молодая ночь, она любила смеяться, петь и есть звёзды. Это потом, ближе к вам, она пересчитает ожоги от фонарей и станет грустной. Со мной ночь смеялась и пела. Кто-то, умеющий плакать, увидев, как мы с ночью смеёмся, поём и едим звёзды, стал почти живым, но его неживые сородичи после хорошо над ним поработали.
Неживым можно стать или родиться. Как и живым. Да и стать живым можно по-разному: одному хватает услышать радиопередачу без приёмника, другому надо для этого поговорить со статуйным изваянием, скажем, или получить мокрым кирзовым сапогом по лицу в соседней подворотне. В особых случаях сапог следует заменить рессорой от грузовика. А разницы между ними почти никакой нет. Только неживые умирают, а живые - нет. И вовсе не потому, что они - гипсовые статуйные изваяния или кошачьи люди. Вам, конечно, интересно, что бывает с живыми, когда они рождаются? Хорошо, сейчас расскажу... Нет, лучше не буду. А загадаю я вам лучше загадку. А ещё лучше - две загадки! Две специальные ночные загадки.
Загадка первая:
Старик продавал вечность, Похожую на собаку С красным цветком за ухом, С голосом из стекла. Внутри у неё горела Забытая кем-то книга, Бродячий глазок ртути И зеркало для весны.
На хрустале перекрёстков Всех плоскостей смысла, Где колеи параллелей Напрочь сплелись в крест, Старик продавал вечность, Похожую на собаку, Ценою в одно детство. Не покупал никто. А почему?
Загадка вторая:
Летучая мышь слепа. Майский жук - зряч, да, к тому же, летает быстрее. Отчего же мы так часто находим утром крылышки съеденных майских жуков?
Ну, как? Понятно вам теперь, что бывает с живыми, когда они родятся?
- И откуда ты такой? - сказал Кто-то. - Я не откуда, я - куда. - ответил я и выплюнул крылышки майского жука.
Когда пришло время, ночь начала собираться дальше. Мне этого не хотелось, тем более, что на её опушке я познакомился с человеческой девушкой с двумя крыльями, оказавшейся, правда, плачущим надгробным ангелом, но она мне была дорога как память, и времени пришлось уйти обратно. Однако Кто-то стал нервничать и приговаривать: "Уходи, сокровище нижней земли! Пора! Почему не приходит день?" Пока он всё это приговаривал, он почему-то становился стариком, но сам этого как-то не замечал. Я попытался успокоить Кого-то, потому что в такие минуты он становился стариком, но он не поддавался: "А ты? Ты же хотел попасть на кладбище! Как ты теперь попадёшь на кладбище?" "Я и так на кладбище, сказал я. Я всегда на кладбище." И это тоже была правда. "Ну почему, почему не приходит день!" - запричитал Кто-то, становясь стариком и снова готовясь заплакать. Я пожал плечами: "Воля Божья". Моя последняя игра - Пробитый светом белый шар, А в нём застыл чертополох И взгляд, опущенный к воде, Рука, свеча и рыбий смех, И жёлтый кашель в темноте, Тяжёлый свет, холодный звук И полумесяц под ребром,
Колючий ворот у лица, Песок в дырявом башмаке И бег от чистого листа С собою наперегонки, Огонь на башне у реки И корабли в пустом ведре, И сладкий маковый покой На чистых белых простынях. И было пение лесов, И визг звезды в слепой траве, Но для всего назначен срок: Разбился шар, и я уснул.
Кстати, а вы кто такие? |