В древних японских сказаниях « Ямато- моногатари» есть одна танка, которая почему- то сразу возникла в памяти после прочтения « Миоки» .
Расставаясь с жизнью, Все же встретиться с тобой- Такой клятвы я не давала. Но бренное мое тело На воде показалось.
В литературе Востока главное- это слитность объекта с субъектом. В этом и заключается тайна художественности, того самого очарования, которое напоминает проникновенную грусть- тайну, особенный ключ к подтексту, в котором и постигают всю глубинную суть и философию. Все как бы приподнимается над ограниченностью, проскальзывая сквозь отрицания и утверждения, что все именно так, а не иначе. Миока – ритуал.
« Это и было похоже на ритуал, а, впрочем, это и было своеобразным ритуалом. Она кралась по коридору, плотно прижимая сюрикены к своим кистям... Тихо. Осторожно. Смело. Сердито. Чисто. Холодно. ...»
В произведении переплетается все- жизни, которые идут как кадры кинофильма. Движение самого повествования ни разу не сбивающееся, а тоже крадущееся тихо, осторожно, смело.... И , главное, чисто. Миока- это компьютерная игра. Запуск. Старт. Пошел. Если не удалось, всегда можно начать сначала. Или же « Миока» - это что- то более глубокое, то, что приподнимается над ячейками « да» и « нет», то , что способно доказать теорию диалектического анализа? По идее, в « Миоке» нет действия как такового, есть штрихи, есть, экспозиция, диалог и внутренний монолог. Повествовательная ткань уподобляется стремительному поединку , в котором человек скрестил клинок с многорукостью и многожизненностью самого себя. Когда мир обычного сэнсэя нам понятен, то мир Миоки необычен и несозерцателен.
В икэбане есть три плана: земля, человек, небо. Человек объединяет – основное положение буддизма- землю и небо. Миока- это все вместе, ибо она и человек, и земля, и небо. Засыпая, умирает, чтобы вспыхнуть опять, еще более ярко и сильно: земля дает ей жизнь. Небо вдохновляет на новый бой, новый поединок. Миока- это художественный образ , воплотивший идею бесстрастной медитация. Мгновенность- это единственная реальность существования. Это « собачий рай со всех сторон», это « гуляющие голуби, холостая энергия толпы, жадные ароматы хищных проспектов, рынок, рыбные лавчонки, хлопающие ртом тигровые карпы, и красная точка лазерного прицела чуть пониже левого соска.... выстрел».
Миока- лабиринт собственных мыслей. Борьба Идзанаги( мужское бытие) и Идзанами ( женское бытие). И кто- то выполняет ( продолжает) великую миссию миротворения. « Лабиринт был самой сложной частью, здесь, в путанице скеклопластиковых коридоров и галерей, похожих ... на нору гигантского червя, пульсирующих то красными, то оранжевыми сплохами при каждом моем шаге...»
В книге « Кодзики» Идзанаги и Идзанами , соединившись, породили острова Страны Восходящего солнца, богов, людей и всю окружающую природу. Но однажды Идзанами решила породить бога огня. Огонь, вырвавшись на волю из ее тела, убил ее. Идзанами отправилась в Ад. « Оно сказало мне. Зачем ты пришла сюда? Ты разве не знала, что умрешь? А я ответила, что не знала. ...... Вряд ли смерть можно оправдать тем или иным способом. Если мир мертв, то можно...» Миока- Идзанами. Каждая смерть- сон наяву. Огонь, вырываясь из ее тела, убивает ее.
«- Миока, ты оптоволоконное существо. - Я знаю, учитель говорил мне...»
Уж не Идзанаги ли бы учителем Миоки?
Произведение напоминает полотна сюрреалистов. Когда смотришь сквозь витрину , становиться больно.
Да кроме сожаления Я ничего не испытываю Сожаления по поводу чего? Чего? Этого разговора Это как оказаться на одном берегу реки А на другом никого нет Это такое сожаление Походящее на уходящий поезд поезд В котором я не еду Сожаление Сожаление Об этом.....
|